Казаки-людоеды (х/ф «Окраина»)

«Хорошо бы замёрзнуть насмерть» (c)

Фильм «Окраина» Петра Луцика – очень неординарный. Слабонервным, беременным и «казакам по духу» лучше не смотреть.

Хотите увидеть квинтэссенцию показушного «воинства» — смотрите фото с современных кругов и парадов. Хотите увидеть гипертрофированное противоположное – смотрите «Окраину».
Фильм напрямую не говорит о казаках, и нет ни одного слова «казак» на протяжении всей истории. Но характерные хуторяне в кубанках – это они и есть, вне всякого сомнения.

Окраина

завязка

Сюжет незамысловатый: родную землю хуторян, на которой «они тысячу лет жили и другого не знали», незаконно поделили и распродали. Мужчины собрались и отобрали её обратно. Методы отъёма — в духе фильмов Тарантино. Диалоги — в духе советских пропагандистских картин а-ля «Чапаев». Кто-то увидит в фильме тарантиновскую чернуху, кто-то увидит пародию на советские фильмы, кто-то даже призыв к бунту. Но я увидел в фильме противопоставление выхолощенного образа героизированного казака-полуполицейского и обычного хуторянина, живущего на земле своих предков, на окраине. Я вообще молчу про «казак без коня – не казак» — ни шашек, ни погон, ни медалей, ни маршей коробками в фильме нет. Хотя один из героев имеет три ордена Славы, спрятанных где-то далеко от глаз зрителя. Вместо коня тут, кстати, мотоцикл с люлькой.

Окраина

сход

Архетип Степи присутствует на протяжении всего фильма. Не степнякам фильм покажется затянутым и нудным. А степняки понимают, что такое идти по плоской пустой земле от одного пункта до другого, когда слышишь только ветер, когда успеваешь передумать все свои думки. По мере растворения образа Степи и приближения образа Города события убыстряют свой ход, сюжет становится насыщеннее. Любители артхауса оценят.

Казаки – народ. И не бывает такого, чтобы народ поголовно шёл в охранники правопорядка, парковок и вокзалов. Образ обычного человека, хотя и потомка казаков, до крайности утрирован в фильме и воплощён в трёх персонажах: местного Муромца-головореза (в прямом смысле), пролежавшего на печи длительное время, пока не пришёл час забрать своё обратно; людоеда (!), и словно перенесённого из «Криминального чтива» Сафронова Филиппа Ильича, ледяной голос которого до сих пор стоит у меня в ушах. Это никак не «воины Христовы»! В народе ведь всяких хватает. И косых, и рябых, и убийц, и защитников Отечества. Для этих трёх упырей Отечество – их земля, на которой они жили и жить будут.

Окраина

головорез

Окраина

людоед

Окраина

Сафронов

Авторы «Окраины» вытаскивают своего зрителя из медально-погонной эйфории и окунают его мордой в жижу обыденности. Вот она обычная жизнь окраины, а не это ваше асфальтное «казачье возрождение»! Даже не по себе становится. Неужели авторы на столько осведомлены в казачьем вопросе?
Реальность фильма похожа скорее на дурной сон и нереализуемые мысли человека, обманутого сильными мира сего. Слишком уж события похожи на сказку. «Окраина» — сказка для взрослых:
— богатырь встал с печи, добрался до Кащея и убил его, освободив свою землю;
— оживление мёртвого, причём, процесс оживления явно отлажен до мелочей – герои даже не переговариваются друг с другом, а молча и слаженно делают своё дело;
— богатырь упёр по-казачьи себе жинку из военного похода;
— и счастливый конец – земля вернулась хозяевам. На сказку указывает ещё и тот факт, что Москва – явно картонная.

Окраина

оживление мёртвого

Окраина

Тарантино консультировал)

«Неправильный у истории ход» — с этих слов начинается сказка.
Не могу не отметить скупую озвучку фильма. Озвучено только то, что имеет значение. Это как звуковой комикс. В большом городе, в столице огромной страны, слышен лишь стук каблуков приближающейся смерти. Автору важно, чтобы зритель слышал только его и ничего более. Всё остальное в городе затихло в ожидании последнего выстрела.

Окраина

сама смерть говорит

«Людоедов-казаков не бывает!», заметит любознательный зритель. В этом случае, советуем ему почитать историю анненковцев. Среди них головорезов-мучителей хватало. Хотя, казаки, вроде… Диссонанс, в общем…

Видео: х/ф «Окраина» (1998 г.):
Поделиться
0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

вверх