Пост Золотухино, Ветлянинская юртовая земля
Интересна книга тем, что Паллас, попутно с исследованиями чисто ботаническими, описывает быт жителей Поволжья того времени, и что более интересно для меня — он путешествует от станицы к станице, от поста к посту, открывая окошко в жизнь старой Астрахани.
«Доктор Медицины, Профессор Натуральной истории и действительный академик Российской Императорской Академии Наук и Санктпетербургского Вольнаго Экономического Общества, также Римской Императорской Академии испытателей естества и Королевского Англинского учёнаго собрания» П.С. Паллас повторно посетил Нижнее Поволжье и Прикаспийскую низменность в 1793-1794 гг. Он одним из первых оставил нам описание природы и хозяйственной деятельности здешнего кочевого и оседлого населения. Приведённый им фактический и эмпирический материал существенно расширяет наши представления об истории юга России конца XVIII в.
Пишет, конечно, о рыболовстве, торговле, жизни кочевых племён, о природе. Восторгается степью. Я не знал, что она на столько богата различными видами растительности)) (очень много латинских названий в тексте).
Пару слов пишет и о моих родных местах — пост Золотухино (ныне с. Золотуха). Мои предки по отцу, Шальновы, как раз с этих мест.
«…Рядом с низменностью лежит сторожевой пост Ахтубинский, а на возвышенности, с которой она граничит в верхней части, — пост Золотухино, рядом с которым астраханский губернатор заложил скотный двор. Здесь у Ахтубы начинается богатая древесной растительностью низменность, которую пощадила калмыцкая орда, и за это она получила имя Зэттретэ-Модун (Священный Лес), которое казаки переделали в Зиккерта»
Фотографии этой самой Зиккерты у меня есть. Только вот названия такого никто не знает в наше время. Естественно, это уже не тот лес, что был 200 лет назад. Священный Лес вырубали в тяжёлые годы войн. За это наказывали, но его всё равно вырубали.
2. Окраина поста Золотухино. Тут начинался Священный Лес
В этих местах очень много тутника, диких шелковиц. Оказывается, казаки занимались в том числе и шелководством. Пробовали навязать крестьянам производство шёлка, но для них это было слишком тяжело и они частенько жгли шелковицы, нанося урон производству шёлка на Нижней Волге.
Вот, что пишет Паллас: «Русского крестьянина никаким образом приучить к шелководству нельзя. Тот шёлк, который получают на Тереке и в Астрахани, производят армяне, грузины и казаки, которые преодолели предубеждение. Основное же занятие русских крестьян — земледелие»
PS: Варенье из тутника, вареники с тутником — самое вкусное воспоминание из детства.