разве ты не русский?

istoriya-kazachestva

Интересное исследование Савельева по древней истории казачьего народа. Привлекательно для изучения тем, что автор писал до революции. «Красных» взглядов у него нет и расказачивания он пока не познал.

…Если мы станем на точку зрения российских историков, объясняющих, хотя и бездоказательно, происхождение казачества от гулящих, бездомных людей и беглых преступников из разных областей Московского и Литовско-Польского государств, «искавших дикой воли и добычи в опустелых улусах орды Батыя» (Карамзин), то название «казак» будет происхождения сравнительно недавнего, явившееся на Руси не ранее XV века и данное этим беглецам другими народами как имя нарицательное, с отождествлением со словом «вольный, никому не подвластный, свободный». Но тогда явится на сцену совсем необъяснимый вопрос: почему беглецы эти, скопившиеся на Днепре и Дону, и по низовьям Волги, стали сами себя в XV и XVI вв. именовать казаками – названием чуждым, для них совсем непонятным, и с гордостью носят это имя в течение четырёх веков, совсем отрицая какую-либо связь с московскими и литовскими областями, кроме связи по религии…

…Были ли когда в истории примеры, чтобы бежавшие в одиночку холопы и преступники за тысячи вёрст от своей родины, среди чуждого и враждебного им народа могли основать особое государство, составить сильную демократическую, свободолюбивую и религиозно-идейную общину, целый народ, с его своеобразным правлением, где старшого не было, а младший равен всем, с особыми воинскими приёмами, с особенным говором, другими нравами и обычаями, а главное – рыцарской идеей лечь костьми за обиженных и угнетённых, за свои родные земли и православную греческую веру, на удивление всему миру и на славу своим потомкам. Пример в истории редкий, если не сказать – единственный. Исключительным его назвать нельзя, так как в истории подобного рода исключений не было и быть не может…

…Казаки отстояли для России весь юг, покорили Сибирь, проникли на Амур за 200 лет до его присоединения (в Албазине), открыли Берингов пролив за 100 лет до Беринга (казак Дежнёв) и даже проникли до островов Новой Сибири, в Ледовитом океане.
На покорённых и отнятых у татар землях они стали твёрдой ногой по Дону, Тереку, Кубани, Уралу, Иртышу, Амуру, даже до Камчатки, сохраняя повсюду свои собственные, мало понятные историкам, нравы, обычаи и своеобразное воинское устройство. Сделали ли что-либо подобное прославленные западом алжирские пираты и итальянские бандиты, существовавшие, как известно, более тысячи лет? Ничего подобного…

…Даже позднейшие историки, А.Филимонов в «Очерках Дона» в пятидесятых годах прошлого столетия и В.Ф.Соловьёв в своей брошюре «Особенности говора Донских казаков» в 1900 г. Писали, что казаки, несмотря на то, что стоят за Русь, что полки их оберегают её окраины и что все имеют рвение за Царя, сами себя не считают русскими; что если любому казаку предложить вопрос: «разве ты не русский?» Он всегда с гордостью ответит: «Нет, я казак!» (Вилимонов и Соловьёв не были казаками).

Поделиться
0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

вверх