станица Дурновская Астраханского Казачьего Войска

Казаки основали станицу Дурновскую в 1785 году. Но не на пустом месте. Командир полка премьер-майор Персидский просил губернатора Жукова поселить казаков домами при Дурновском урочище и при Городовом форпосте. Губернатор представлял прошение на разрешение исполняющему обязанности Астраханского генерал-гуернатора генерал-поручика Потёмкина П.С., который разрешил:
«Между Лебяжинской станицей и Городовым форпостом учредить почтовую станцию и поселить при Дурновском урочище домами одного сотника или хорунжего, двух капралов и 50 казаков. Для вспоможения им из отставных, к почтовой гоньбе способных, по времени, поселить 30 человек. На переселение казаков и домообзаводство отпустить из ассигнованных в 1764 «на обселение калмык и переведение казаков», трёх тысяч рублей выдать на каждую семью принадлежащее число денег. Для хлебопашества и скотоводства и к лучшему поправлению их в экономии- рыбные ловли отвесть, так как и казакам прежде поселённым станицами, на 5 вёрст из оброка их ловли исключить, согласно Высочайщего манифеста 17 марта 1775 г. На городовом форпосте поселить 25 казаков с их домами, при одном старшине, с тем, чтобы весною 1785 г. Казаки переселились и дома строить начали. Обе станицы считаются основанными в 1785 г.». Так образовали одновременно две станицы – Городофорпостинскую и Дурновскую. Дурновская станица располагалась поверх озера Долгий, но после была перенесена на современное место (в 1870 году). После революции станицу переименовали в село Дурное, позже переименовали в село Рассвет.

Изначально Дурновская станица заселилась казаками:
— прапорщик Андрей Шестопёров
— сотник Сергей Гусев
— хорунжий Герасим Скворцов
— урядник Иван Рябов
— капралы: Иван Гусев, Андрей Григорьев
— казаки: Гавриил Лебедев, Дмитрий Недопёкин, Осип Услур, Харитон Чернышев, Василий Кокур, Антон Колпаков, Герасим Плотников, Андрей Валышев, Козьма Коштук, Тимофей Томук, Иван Гундук, Мирон Вилков, Пётр Рейдук, Андрей Чоно, Фёдор Лозон-Дорджа, Андрей Анкра, Герасим Ерофеев, Василий Гейцун, Василий Зодбо, Никита Волков, Лука Лозон, Иван Цакаганманжиев, Василий Солдон, Карп Култын, Яков Мухунчин, Борис Балзар, Лука Лозонджанбо, Михаил Красильников, Андрей Ендон, Максим Столяров, Алексей Морозов, Алексей Сухарев, Афонасий Гусев, Алексей Щербаков, Логин Лозонов, Никита Горбунов, Михаил Лебедев, Анисим Сюка, Гавриил Куштуков, Ульян Куштуков, Василий Балчинов, Максим Алексеев, Александр Калашников, Василий Горбунов, Фёдор Кокуров, Иван Зайцев, Фёдор Медведев, Илья Совершенков, Иван Мухлаев, Ермиль Ястребенков, Алексей Чемляев, Иван Калашников, всего 56.

Некоторые фамилии уж очень необычные — Лозон-Дорджа, Рейдук, Гейцун, Зодбо и тд. Скорее всего, из калмыков. Имена православные. У калмыков до сих пор в традиции давать детям православные имена. И Иван Иванович сегодня может иметь вполне себе колоритное калмыцкое лицо.

Вот что пишут о песенной традиции казаков Дурновской станицы:
В начале ХХ в. Дурновская станица была одной из самых «песенных» станиц Астраханского Казачьего Войска. Эти традиции долго сохранялись и в ставшей селом Рассвет, бывшей казачьей станице Дурновской. В 1902 г. по поручению песенной комиссии подъесаул А.А. Догадин – большой любитель и знаток песен, объезжал станицы и хутора Астраханского казачьего войска, записывал песни с помощью графофона, записи были переложены на ноты, а впоследствии был составлен сборник «Былины и песни астраханских казаков». В песенный сборник Догадина было включено 20 песен исполненных дурновскими станичниками. В 1936 г. был создан казачий хор под руководством Горбунова Павла Ивановича, деятельность которого позволила на долгие годы сохранить самобытную оригинальную локальную традицию исполнения казачьих песен дурновских казаков.
Казачьи поселения в Астраханском крае являлись мощным фактором стабилизации территории и одновременно генезисом этнокультурной системы. Как известно, этническую основу астраханского казачества составили донские казаки, они же заложили основы песенного стиля, а также особого воинского репертуара. Обособленность казачьих станиц на протяжении столетий служила существенным охранительным фактором культурных традиций. В то же время постепенное изменение жизненного уклада, в связи с новыми формами хозяйствования (занятия рыболовством, скотоводством и др.), новое культурное окружение, безусловно, влияли на жанровые и стилевые особенности фольклора казаков. По сути, происходило образование новых художественных стереотипов. Так, казаки запели рыбацкие неводные песни, шуточные припевки новой тематики, при этом сохраняя в ансамблевом пении стабильные, канонические для данной этнической группы элементы. (ИСТОЧНИК)

Фотограф Дурновской станицы очень любил своё дело, по всей видимости. В интернете большинство фотографий астраханских казаков именно из Дурновской станицы. Вот, например:

Дурновская

казаки Дурновской станицы

Дурновская

казаки Дурновской станицы

Я тоже съездил в Дурновскую (ныне село Рассвет) и сделал несколько фото. Обычный астраханский пейзаж: глина, жёлтые крыши, кое-где деревья, берег Волги.

станица Дурновская

станица Дурновская

Дурновская

в станице тихо

Дурновская

время остановилось

Дурновская

курени

Дурновская

Храм

Дурновская

Храм Вознесения Господня

Храм, кстати, переоборудован из какого-то помещения. Станичный Храм уничтожили после революции, как обычно…

Дурновская

Волга

Дурновская

Волга

Дурновская

небо Дурновской

Дурновская

курень

Дурновская

ДК

Дурновская

Дурновская

Людей нет. Станица спит и в грёзах своих видит былую казачью удаль, лошадей, шашки, пики, плач по убиенным, кровь и пот наших предков. Не проснётся…

UPD

Нашёл ещё кое-что про станицу Дурновскую. Автор не известен. Повествование немного сумбурное, но есть кое-что инстересное:

В 1904 году станица Дурновская характеризовалась следующими данными : семей – 164, казачьих душ – 929, душ иногородних – 66. Грамотных семей ( умеющих читать и делать простые арифметические действия) – 99, грамотных мужчин – 244, грамотных женщин – 73. Училось в станичном 4х-классном училище 44 мальчика и 19 девочек. Хозяйств : рыболовных 148, промышленных – 9 , смешанных – 6. В каждом хозяйстве было : телята , коровы, лошади, жеребята, кумовой скот, овцы и козы и т. д.  По показателям станица была на 6 месте среди других станиц, первенствовала Михайловская станица. Конский состав былой 700 голов и по обеспеченности лошадьми станица занимала первое место в Войске. Однако 40 % всех коней входило в табун богатых братьев Рубцовых. Имевшийся определенный достаток и близость к большому городу отразились на уровне быта, который был существенно выше не казачьих  местностей. Житель нашей станицы знали, что такое шампанское, коньяк, ром, шпроты, торт «Наполеон», белые лайковые перчатки, былые атласные туфли для невесты, платье со шлейфом, ломберный стол, чайный сервис, красивые рюмки и бокалы. Жених и невеста открывали свадьбу вальсом, танцевали мазурку, па-де-карт. Однако, следует заметить, речь идет о достигнутом уровне бытовой культуры наиболее зажиточными казаками, а не об общем уровне материального благополучия. Говоря о культурной жизни станицы, следует заметить наличие станичной библиотеки, созданной в 1882 году. Как и в других станицах, почетным чином станицы состоял Наказной Атаман Войска. В библиотеке было много книг, они выдавались на дом. В начале века начали ставить платные спектакли силами учителей, фельдшера станичной молодежи, ставились Островский, Чехов. Всюду станичников сопровождала песня на гуляньях, на праздниках. Дурновская станица была одной из самых «песенных» станиц Войска. В песенный сборник Догадина было включено 20 песен исполненных станичниками. Эти традиции долго сохранялись и в ставшей селом Рассвет. В 1936 году был создан казачий хор под руководством Горбунова П. И. , который в 60-е годы успешно выступил в Москве, дав 6 концертов и исполнил 30 казачих песен.

Центром духовной жизни всех поселений в России была церковь, и ее постройка была первоочередной задачей населения и местных властей. Так и было и в Дурновской станице. В 1828 году  начали и в 1832 году закончили строительство храма во имя вознесения на небо Иисуса Христа.
В связи с переносом станицы на новое место, где она находится сейчас, старую разобрали и построили снова деревянную церковь из нового отборного леса. По этому поводу в « Астраханских  Епархиальных Новостях» за 16 октября 1877 года сообщалось : « Разрешено освятить вновь сооруженный храм в станице Дурновской, Астраханского уезда во имя  Вознесения Господня и устроить в нем новый иконостас (28 сентября). Иконостас в церковь постройки 1832 года перенесен из каменной   церкви во имя вознесения Господня Воскресенско-Босединского монастыря. Его же перенесли в церковь, освященную в 1877 году. Такой же путь совершила и церковная ограда. Священнослужители церкви многие годы были наставниками и учителями в каждой семье станицы. Но грянули новые времена полные тревог и испытаний.
Первый удар пришел с неожиданной  стороны, в 1925 году на бытовой почве повесился священник Отец Георгий и крестьянская Разночиновка стала дразнить станичников :
« У вас поп удушился». Церковь после революции лет пятнадцать была действующей, во всяком случае, дети, родившиеся в 1929 и 1930 году, были крещены  в этой церкви. После закрытия церкви сначала сняли все колокола, включая главный, весом  106 пудов. Колокола были разбиты и сданы в металлом.  Об этом подробно рассказал старый казак Константин Карпович Соловьев, участвовавший в этой операции. А ведь главный колокол использовался не только для церковных нужд, в плохую погоду он подавал сигналы пушникам, что особо важно было при бездорожье того времени. Новый удар снова пришел неожиданно, последний священник вступил в Всеросийскую коммунистическую партию. Наступил 1940 год, когда церковь сломали.

Раскол деревни на «красных» и «белых».
Чернышев Павел Павлович, из молодых казаков, об уходе его к белым рассказала его сестра Пшеникова Александра Павловна. Брат, сговорившись с несколькими сверстниками, приготовил и припрятал  необходимую сбрую и снаряжение и в 1919 году, взяв коней со своих дворов, ночью ушли в сторону Черного Яра. Его отец Павел Николаевич Чернышев, большой мастер исполнения казачьих песен, узнав об этом, сказал : «Запорю!» и вместе с другими родственниками бросился в погоню. Прискакав в Лебяжинскую станицу, узнал, что молодые казаки были, но на заре ушли в сторону Замьян, догонять их было уже бессмысленно. Позже Павел погиб в белых.
А теперь о тех, кто побывал на строне красных. Их было гораздо меньше и только часть их  ушли к ним по убеждению, а несколько человек были мобилизованы в Красную Армию. Почему-то Соловьева Михаила Константиновича называли « красным партизаном», он ,рождения примерно 1894-1895 года, был спокойным, рассудительным, его уважали и считали « настоящим красным». Жил довольно бедно, был рыбаком в колхозе, умер в середине 30- х годов.
Ивойлов Иван Павлович примерно 1895-1896 годов рождения, старший сын одного из  бывших атаманов станицы. Он тоже был уравновешенным человеком, шутником, работал рыбаком в колхозе, жил бедновато, умер перед войной. Был в красных Соловьев Владимир Семенович (1891 г.), работал в магазине, умер перед войной, был очень верующим. В красных был и Матвей Васильевич Недопекин. По разговорам были в красных и еще несколько человек, уехавших в 30-е годы из станицы. В Красную Армию были приняты Недопекин Борис Федорович и Чернышев Вячеслав Николаевич, оба были захвачены в Элисте ночью 23 апреля  1921 года махновской бандой полковника Маслака. Их и еще около 30 человек привели на площадь и зарубили.
Заболевший тифом и брошенный белыми Горбунов Павел Иванович вскоре после возвращения в станицу был мобилизован, и как знающий калмыцкий язык , направлен в Астрахань в отдельную калмыцкую караульную роту.
Как видим, родные братья Михаил и Григорий Соловьевы, Иван и Николай Ивойловы оказались по разную сторону фронта, и случилось это под Черным Яром. Местная молва гласит, что в тихую погоду братья переругивались, предлагая друг другу сдаться.

Жизнь до установления советской власти.
Необходимо отметить существовавшую до революции систему информационной связи между Правлением Войска и станицами. В каждой станице имелось несколько добровольных корреспондентов из числа местной интеллегенции и грамотных казаков. Корренспонденты получали от Правления вопросник, отражающий различные  строны жизни станицы, отвечали на них, а при необходимости,  задавали и свои вопросы. Все эти материалы издавались затем в виде подробных информационных сборников. В Дурновской станице корреспондентами были урядник Гавриил Дмитриевич Лактионов и работавший по контракту сотрудник конторы по закреплению песков, поданный Австровенгрии Г. Штайнер. В станице с зажиточными, средними и бедноватыми казаками были и очень богатые.
По рассказам, к ним относились братья Лисуновы. Молва утверждала, что у самого богатого человека станицы Лисунова Александра Васильевича 60000 рублей лежало в банке и он получал с них хороший доход, к богатым казакам относились братья Рубцовы, имевшие табун лошадей в несколько сотен голов и  жившие в двухэтажных домах; а также крещенные калмыки Джамбановы. Они занимались рыболовством , скотоводством, имели на Прорве большой фруктовый сад. Кроме них в станице было еще два сада, расположенный на песчаном берегу Прямой Волги, примерно на версту выше первоначального расположения станицы.
А. В. Недопекин владел хорошим, по тем временам, рыбозаводом, расположенном напротив современного дома Калиевых. По рассказам, торговал даже с иностранными государствами. С установлением советской власти, полсе 1920 года передал добровольно завод государству, но остаться на нем руководителем отказался.

Поделиться
0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

вверх