…выделять природнаго казака изъ массы другихъ народностей…

kazaki-3
Чем казачий говор отличается от русского

Все донские казаки въ настоящее время говорятъ языкомъ русскимъ, но
со многими особенностями, резко бросающимися и ржущими слухъ впервые
прiехавшему на Донъ человку.

Трехвековая служба Москве, постоянное сношенiе съ Великороссiей,

полковыя ученья и, наконецъ, самое главное, повсеместно открытыя школы,
настолько сгладили особенности говора казачества, что теперь мало — мальски
развитой грамотный казакъ говорить уже чисто русскимъ языкомъ, но въ захолустныхъ
станицахъ и хуторахъ, въ особености со старообрядческимъ населенiемъ,
жители до того коверкаютъ этотъ языкъ, большею частью старики, бабы и дети — до
школьнаго возраста, что новому человеку едва приходится ихъ понимать.
Мне, какъ бывшему долгое время народнымъ учителемъ, да и каждому изъ
моихъ собратьевъ педагоговъ, это хорошо известно.

Казаки верховыхъ округовъ говорятъ твердо, медленно и протяжно, но не
плавно, какъ великороссы, съ большимъ «аканьемъ», южне — «яканьемъ»,
какъ — то: табя, сабя или тябя, сябя, чаво, яво, маво, тваво, сваво,
вядро, мяня, ня знаю, лятучкя, штоля и проч. Вместо «и» употребляют
иногда «ы», напримеръ вышня, вмсто вишня. Вместо щ и сч почти всегда
употребляютъ двойной звукъ ш, напримеръ: братишша, дружишша, пешшинка
(песчинка), штука, (щука), ишшо или ишто (еще). Въ деепричастiяхъ вместо
в почти всегда употребляютъ м, какъ — то: наемшись напимшись,
помолимшись и т. д. Вмсто в часто произносятъ л, напримеръ: ослобонить,
тыкла (тыква): б вместо г: постебать (постегать): южнее вместо ф всегда
хв – хворма, хварсить, ахвицеръ, Хведоръ, Хвилиппъ, Хвома и т. д. ;
предлогъ съ заменяется частицею сы, са, со: сы друзьями, сы знакомыми
или са друзьями. . . Въ некоторыхъ словахъ приставляютъ или вставляютъ
звукъ о или а: алимонъ, агромадный, пошено или пашено (пшено), пашаница
(пшеница), коромъ (кормъ). Въ станицахъ, лежащихъ южне, часто вставляютъ
въ средину словъ звуки д, т, в и даже целые слоги: ндравъ, куштай,
досточка, жарковье и жарковля, штукатулка и проч….

Это все фонетическiя особенности говора казаковъ, т. е. своеобразное
произношенiе русскихъ словъ; но, кроме этого, на Дону употребляется
оченъ много такихъ словъ, которыхъ въ русскомъ языке и совсемъ нетъ. Эти
слова татарскiя или черкесскiя, или же самобытныя древне казацкiя. Объ
этомъ будемъ говорить ниже. Въ грамматическомъ отношенiи говоръ казаковъ
также много разнится от русскаго. У простыхъ казаковь, особенно
верховыхъ, все существительныя делятся только на два рода, мужской и
женскiй, средняго же рода нет. Ко всякому существительному средняго рода
казаки прилагають местоименie въ женскомъ роде, напримеръ: кому какая
дела, кому какая счастья.

Также говорятъ: куриная яйцо, жаркая
сонца (солнце), разбитая окно, теплая пальто, гнилая яблоко или яблока,
часто яблокъ. Другiя произношенiя: я вижу мышу, вместо мышь, ситца,
вместо ситецъ, комарь, вместо комаръ; Петро, дядько. Вместо фамилiй
всегда спрашиваютъ: чей ты, чей онъ или какъ онъ прозывается. Подобные
вопросы являются следствiемъ того, что въ древности у казаковъ фамилiй
не было, а были лишь прозвища, т. е. отецъ носилъ одно прозвище или
кличку, сынъ другое, внукъ третье и т. д.

Чем казаки отличаются друг от друга:
Верховцы — люди умеренные, скромные, немного суровые, богобоязненные,
почтительные къ старшимъ, почти вовсе незнакомые съ общественными
удовольствiями, однимъ словомъ, боле другихъ сохранившiе свой древнiй
общинный патрiархалъный образъ жизни. Этими же чертами характера и
образомъ жизни отличаются и казаки некоторыхъ станицъ, расположенныхъ по
среднему теченiю Дона. Между темъ какъ казаки низовыхъ станицъ,
собственно простой классъ народа, большею частью, склонны къ торговле,
промысламъ, рыболовству, судоходству и другимъ. Характера они веселаго,
легкаго, даже немного ветренаго.

Непочтенiе къ старшимъ, сына — отцу и матери, внука — деду, несогласiя супруговъ, ссоры и даже
драки въ семье- обычныя явленiя у низовыхъ казаковъ. Родительская власть
въ последнiе годы потеряла всякую силу и авторитетъ. Это явленiе стало
теперь довольно резко выдляться и въ станицахъ 1 — го Донского округа.
Только въ семьяхъ старообрядцевъ еще довольно прочно держится тотъ
высоконравственный древнiй обычай казачества, въ силу котораго
совершеннолтнiй сынъ часто не смеетъ при гостяхъ сесть въ присутствiи
отца, а почтенные отцы семействъ выслушиваютъ и исполняютъ съ
покорностью все, даже прихотливыя, желанiя своихъ престарлыхъ родителей,
и часто предсмертныя слова ихъ имеютъ для нихъ силу духовнаго завщанiя и
исполняются всми членами семьи безпрекословно. Благословенiе отцовъ,
даже заочное, «на веки нерушимое», принимается сыновьями съ
благоговнiемъ.

Чем казаки отличаются от прочих:

И такъ, на основанiи вышеприведенныхъ изследованiй, мы видимъ, что
населенiя Дона въ половину XVI стол. относится къ четыремъ главнымъ
элементамъ древняго казачества, народа, резко отличающагося своимъ
антропологическимъ типомъ, какъ отъ великороссовъ, такъ и от коренныхъ
малороссовъ, т. е. такими физическими особенностями устройства туловища,
ногъ, въ особенности голеней, головы и лица, которыя заставляютъ
всякаго, хорошо изучившаго во всехъ отношенiяхъ казачество, выделять
природнаго казака изъ массы другихъ народностей, даже если бы его
поставить въ разноплеменную толпу и одеть въ несвойственную ему одежду.

Взято из Е. П. Савельев «Типы Донскихъ казаковъ и особенности ихъ говора» г. Новочеркасск 1908 г.
вольная станица

Поделиться
0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

вверх