История возникновения Золотухи- (Золотухин яр, Золотухино, Золотушино, Золотухинское, Золотушинское)

Александр Васильевич Миретин

Mir2105@yandex.ru 

История возникновения и становления современного села Золотухи Ахтубинского района Астраханской области

История возникновения и становления современного села Золотухи Ахтубинского района Астраханской области (далее – Золотухи) может быть важна для исследователей родословных тем, что может приоткрыть завесу тайны о происхождении золотухинских фамилий и родов, давая подсказки о том, в каких документах и какого времени следует искать следы своих предков. Научные исследования на данную тему мною не обнаружены, а имеющиеся сообщения на этот счёт малоинформативны. Поэтому мною предпринята попытка составления истории возникновения и становления Золотухи виде гипотетической версии, т.е. вероятностных суждений, основанных на построенной логической связи между известными на данный момент фактами. Для достижения «временной» объёмности восприятия излагаемого материала используется принцип хронологии, т.е. все описываемые события излагаются в их временной последовательности.

***

История возникновения и становления современных сёл на участке средней Ахтубы – от современных города Ахтубинска до села Селитренного Харабалинского района Астраханской области – в самом общем виде складывалась из следующих процессов:
образования и функционирования кордонных постов. В 1784 году были созданы сначала временные (на зимнее время), а затем в 1793 году постоянные (на круглый год) посты: «Владимирская соляная пристань», «Энгальскйй яр», «Яблоновый яр», «Болхунский бугор», «Большая Секерта», «Золотухин яр», «Ахтуба», «Минхалинский яр», «Сасыколь», «Чапурье озеро», «Скворцов яр», «Займище Харабали», «Гора Харабали», «Селитряный городок». За время их функционирования проводились неоднократные реорганизации, последние посты на указанном участке были ликвидированы в 1862 году [1; 21];
самовольного поселения вблизи кордонных постов примерно с 1790-х до 1820-х годов крепостных и казенных крестьян в одиночку и целыми семьями, бежавших на пустынные берега Ахтубы не только из центральных губерний, но и из дворянских поместий Астраханской губернии (расположенных, как правило, на юге);
добровольного переселения, организованного губернскими властями и министерством внутренних дел в 1820-х — 1830-х годах, больших партий казенных крестьян (по 100 – 150 душ обоего пола) из внутренних губерний (Воронежской, Тамбовской, Рязанской) в полосу расположения вышеупомянутых кордонных постов. Подтверждением тому может служить то, что через 75 лет в почти безлюдных местах расположения 10 из 12 кордонных постов (исключая слободу Владимировку и Селитряный городок, основанные соответственно в 1768 и 1710 годах) и вблизи них на расстоянии чуть более 160 вёрст возникли сельские казённые поселения общей численностью более 20 тысяч душ обоего пола (табл. 1).

Таблица 1.

Кордонные посты и сельские казённые поселения

1784 г. 1859 г.
Название кордонного поста Расстояние от предыдущего поста, версты Название сельского казённого поселения Число жителей
Владимирская соляная пристань 0 слобода казенная Владимировка искл.
Энгальский яр 11,0 хутор казенный Нижний 426
сельцо казенное Батаевка 1043
Яблоновый яр 13,5 хутор казенный Рожественский 590
село казенное Новониколаевское 1755
хутор казенный Кожевниково 549
Болхунский бугор 14,0 село казенное Болхуны 4278
Большая Секерта 11,0 хутор казенный Сукрутов 1048
хутор казенный Левкин 276
село казенное Пироговское 1338
хутор казенный Лихобабин 106
Золотухин яр 18,0 село казенное Золотухинское 1491
Ахтуба 9,0 станица казенная Удачная 489
Минхалинский 11,5 деревня казенная Михайловская 588
Сасыколь 10,0 село казенное Сасыкольское 2898
Чапурье озеро 7,5 соответствия не найдено
Скворцов яр 12,0 соответствия не найдено
Займище Харабали 10,0 село казенное Харабалинское 1938
Гора Харабали 18,0 село казенное Тамбовское 1270
Селитряный городок 16,0 село казенное Селитринское искл.
Всего 161,5 20 083

Одним из примеров может служить история возникновения и становления казённого села Харабалинского, описанная в «Астраханских епархиальных ведомостях» в 1907 году. «Первые поселенцы пришли сюда из «Черней» с Каспийской береговой полосы, что ниже города Астрахани. В «Черни» же они бежали от помещиков. Так, один крестьянин, Иван Гуляев, будучи дворовым человеком у помещика, отправился с уздою якобы за лошадью и более не возвращался. Он, как оказалось, бежал на берега Каспийского моря и там поселился. Лет через 20 он явился в село Харабали на жительство из каспийских «Черней». Таких переселенцев из «Черней» было около 20 дворов. Остальные переселились сюда в 1820-х годах из сёл Воронежской губернии Гвазды и Чернавки. Гвоздинцы поселились на юго-восточной стороне бугра совместно со старожилами, а чернавцы – на северо-западной стороне. В 1830-х годах был открыт приход, и богослужение совершалось в молитвенном доме. В 1839 году был устроен деревянный храм, который через 10 лет сгорел. Вместо него опять был устроен молитвенный дом, который был освящён для совершения литургийного богослужения. В 1879 году по инициативе и с помощью одного из прихожан была начата постройка каменного, величественного храма. Благодаря пожертвованиям прихожан и общества громадный храм был построен через семь лет, в 1886 году. Постройка храма обошлась около 75000 рублей, а иконостаса около 20 000 рублей [23].

***

В 1760-е гг. в нескольких селах Тамбовского, Козловского, Бобровского и Павловского уездов Воронежской губернии обнаружились группы крестьян, отказывавшихся от почитания икон и крестов, от участия в церковных таинствах и в праздниках крестьянской общины, от употребления алкогольных напитков и свиного мяса. Приверженцы одного из этих иконоборческих движений, которые праздновали субботу вместо воскресенья и предпочитали в этой связи Ветхий Завет Новому, а также перенимали религиозные практики непосредственно у евреев, стали впоследствии называться молоканами – субботниками или просто субботниками. Центром, в котором возникло и откуда началось распространение субботников по России, были: село Мечетки Бобровского уезда, села Гвазда и Пузево Павловского уезда Воронежской губернии. Это распространение, как отмечает исследователь субботничества А.Л. Львов, прослеживается, главным образом, по фамилиям, впервые зафиксированным в этих селах, а затем встречающимся на протяжении XIX–XXI вв. практически во всех известных общинах субботников [9]. К таким фамилиям относятся: Жабины и Каширские из Козловки Бобровского уезда Воронежской губернии [в настоящее время – село Козловка Терновского района Воронежской области], Подосинниковы и Роговы из Клёповки Павловского уезда Воронежской губернии [в настоящее время – село Клёповка Бутурлиновского района Воронежской области] [8, 9].

***

В те же 1760-е годы в верховьях Ахтубы функционировал шелковый завод, учрежденный ещё Петром I в 1720-м году, и близ которого в 1756 году было основано «казенное поселение из так называемых Безродных для шелкового производства» [14]. Это поселение в 1768 — 1769 годах, по словам ученого С.Г. Гмелина, путешествовавшего в те годы по Волге, превратилось в «два селения: одно из них из трехсот семей состоит и Верхним Безродным городком называется, а другое Нижним Безродным называется и имеет в себе пятьдесят дворов» [13]. В 1773 году Екатерина II решила «для размножения шелкового производства, сверх состоящих доныне крестьян, перевести еще туда 1300 семей из экономических деревень, охотников и поселить оных там… Вновь переводимым туда крестьянам … отмежевать в Ахтубинской окружности земли для хлебопашества, лугов и лесов по государственному учреждению, а для разведения тутовых лесов особливо – по две десятины каждому семейству, а землю сию отвести для хлебопашества по нагорной стороне, а для тутовых лесов и прочих угодий на луговых местах реки Волги и Ахтубы…» [15]. По всей видимости, такие охотники нашлись среди крестьян вышеупомянутых уездов Воронежской губернии, в том числе и среди тамошних субботников. Так, А.Л. Львов предполагает, что в долине реки Ахтубы субботники из Воронежской губернии появились не позднее начала XIX века [9]. По всей видимости, среди тех субботников были Жабины, Каширские, Подосинниковы и Роговы.

***

В 1774 — 1783гг. во исполнение вышеупомянутого указа Екатерины II было осуществлено массовое переселение крестьян из центральных губерний. Благодаря этому к 1783 году на территории Царицынского уезда Саратовского наместничества Астраханской губернии образовались шесть селений:

  1. Верхне-Ахтубинское (в 1859 г. село казенное Безродное Царевского уезда Астраханской губернии [3], ныне город Волжский Волгоградской области),
  2. Средне-Ахтубинское (в 1859 г. село казенное Среднее Царевского уезда Астраханской губернии [3], ныне рабочий поселок Средняя Ахтуба Волгоградской области),
  3. Заплавинское (в 1859 г. село казенное Заплавное Царевского уезда Астраханской губернии [3], ныне село Запла?вное Ленинского района Волгоградской области);
  4. Пришибинское (в 1859 г. село казенное Пришиб Царевского уезда Астраханской губернии [3], ныне город Ленинск Волгоградской области);
  5. Верхнепогромное (в 1859 г. село казенное Верхнепогромное Царевского уезда Астраханской губернии [3], в настоящее время село Верхнепогромное Среднеахтубинского района Волгоградской области);
  6. Среднепогромное (в 1859 г. село казенное Среднепогромное Царевского уезда Астраханской губернии [3], в 1957 г. в связи со строительством Волжской ГЭС село Средне-Погромное было затоплено, жители переселены во вновь образованный поселок Краснооктябрьский города Волжского Волгоградской области) [2, 13].

Численность переселившихся крестьян вместе с местными жителями составила «5 000 душ мужеского пола» [15]. Если принять во внимание примерное равенство лиц мужского и женского пола в многочисленных крестьянских семьях, то можно предположить, что общая численность вышеуказанных селений составила порядка 10 000 человек.

***

В 1770-х годах Семён Уклеин, основатель молоканского течения, предпринял путешествие по Астраханской губернии в надежде найти не только новых приверженцев молоканской веры, но и территорию, пригодную для переселения молокан. Наиболее подходящим для этой цели местом оказалась Волго-Ахтубинская пойма. Благоприятные природные условия (обилие свободной плодородной земли, богатые рыбные ловли, а также удаленность от административных центров и труднодоступность из-за многочисленных озер и проток) должны были способствовать спокойному и безбедному существованию молоканских селений. Абсолютно достоверным является успех его проповедей в селе Пришибинском на реке Ахтубе, где им была основала первая община молокан. Возвратившись в Тамбовскую губернию, С. Уклеин призвал молокан переселиться в «обетованную землю» на берега реки Ахтубы. В 1780-х годах, следуя его совету, молокане Тамбовской, Воронежской и Рязанской областей, с позволения и без позволения властей, стали переселяться в низовья Волги на реки Ахтубу и Алтату. Так, молоканская вера распространилась в селах Черноярского уезда Астраханской губернии: по официальным данным она появилась в Солодниках в 1792 году, в Светлом Яру – в 1796 году, в Вязовке – в 1797 году (неофициально, конечно же, и еще раньше) [6].

***

Весной 1784 года на пустынном левом берегу реки Ахтубы вблизи нынешней Золотухи расположился пост «Золотухин яр» Астраханского кордона, состоящий из 10 казаков Астраханского казачьего полка и приданных им в усиление 40 калмыков под командой одного офицера – прапорщика. На протяжении последующих почти десяти лет этот пост функционировал сезонно, т.е. выставлялся он только на зимнее время года. Это было обусловлено тем, что подножные корма в степи оставались к зиме нетронутыми, и киргиз-кайсаки (предки современных казахов), несмотря на запрет для них приходили в степь большими массами со скотом на время зимы, а с наступлением весны уходили обратно за Урал. При этом они совершали грабительские набеги на селения, соляные озёра и рыболовные ватаги [1]. За весь этот период левобережье средней Ахтубы – от Владимирской соляной пристани до Селитренного городка – оставалось пустынным (лишь в 1789 году возникает селение Харабалинское) [2]. Да и вблизи поста «Золотухин яр», вряд ли, в ту пору селились вольные сходцы, т.к. с весны до осени их некому было защищать.

К осени 1794 года ситуация изменилась: киргиз-кайсаки стали всё чаще оставаться в степи и на лето. В зависимости от этого затягивалось обыкновенно и снятие кордона. Дело кончилось тем, что поставленная с осени 1793 года кордонная стража летом 1794 года снята не была, и кордон, включавший пост «Золотухин яр», сделался постоянным [1]. Про этот пост писал Паллас П.С, совершавший путешествие по тем местам в 1793 – 1794 годах, называя его и «Золотухин яр», и «Золотухино» [21]. Дело, видимо, в том, что близ этого поста, как отмечал Паллас П.С, существовал в то время скотный двор, заложенный губернатором [21]. Очевидно, что крепостные крестьяне, принадлежавшие губернатору и работавшие на том скотном дворе, проживали в жилищах, находившихся рядом с этим двором и образовывавших таким образом небольшое поселение. По всей видимости, это поселение и стали называть в народе «Золотухино», упрощая в устной речи название поста. Вероятно, это было первоначальное название данного поселения, а затем и населенного пункта. Справедливости ради следует отметить, что в источниках XIX века встречаются различные названия: «Золотухино», «Золотушино», «Золотухинское» и «Золотушинское», а в начале XX века – «Золотуха». В течение следующих лет кордонные посты претерпевали организационные изменения, в результате которых пост «Золотухин яр» был ликвидирован в 1796 году. За прошедшие три года его функционирования, скорее всего, рядом с постом и/или скотным двором успело обосноваться небольшое число самовольных переселенцев. Возможно, что с упразднением поста они остались на прежнем месте. Что касается легальных переселенцев – казенных крестьян, переселявшихся из центральных губерний с разрешения соответствующих губернаторов и министра внутренних дел, то их в эти места тогда не направляли.

***

Ахтубинский шелковый завод, несмотря на массовое переселение крестьян и другие меры к 1797 году «пришел в упадок; и шелководство там осталось в совершенном бездействии: по упущению ли смотрителей, или по незнанию, приписные к заводу крестьяне не были должным образом побуждаемы и приучаемы к деланию шелка; от чего произошло то, что по недостатку шелковичных дерев крестьяне занимались известнейшими им сельскими упражнениями; и хотя в предписании о том заводе положено, чтоб платили они свою подать шёлком, но и сие мало содействовало; ибо они, потеряв время на другие промыслы, при наступлении сроков для отдачи в казну оброка шёлком, старались скупать сырые шелковые пузырьки или коконы в Кизляре и на Тереке у казаков и Армян, и привозили на Ахтубинский завод для мотания» [14]. После введения в действие положения о распространении шелководства, утвержденного именным указом от 8 ноября 1797 г. № 18240, уже в первом году были достигнуты значительные успехи: «количество насажденных тутовых дерев и количество выделанного шелка гораздо превзошло то, которое когда либо в течении почти целого столетия с начала заведения шелководства в России насажено и выделано, а в последующий потом 1799 год и противу того шелковиц разсажено и посеяно впятеро, а шелку выделано втрое» [17]. И всё же в 1800 году Павлом I было принято следующее решение: «казенные [шелковые] заводы, стоившие Короне многотысячные суммы и неприносившие доселе никакой выгоды, обратить в пользу самих поселян, а отведенную … [для Ахтубинского завода] под насаждение тутовых дерев, сверх полной для крестьян пропорции, землю отобрать в казну для раздачи по частям желающим партикулярным людям под шелковые заведения» [17]. Очевидно, что следуя логике данного указа, слова «обратить в пользу самих поселян» следует понимать как передачу в собственность этих поселян. Из текста указа явствует, что речь идет не о прекращении деятельности шелкового завода (как пишут некоторые исследователи [13]), а о снятии с казны затрат на его содержание. Весь текст указа посвящен дальнейшему развитию шелководства на Ахтубе при наличии достаточного «пространства земли и способствующего к тому климата». Однако основным препятствием служил «крайний недостаток в жителях», поэтому и было принято решение о «приложить попечение о населении» таким же образом, как это было определено Указом № 19157 от 17 октября 1799 г. [17], а именно: «1) на первый раз поселить 10 000 душ, не определяя точно в какое число лет произвести такое поселение, а соображаясь с числом людей, на то готовых..; 2) употребить на сие поселение отставных солдат, какие в воинских командах туда назначены будут, коих на поселении именовать государственными поселянами; 3) преступников, кои за преступления их не будут подлежать в каторжную работу, а просто к ссылке, посылать туда же на поселение, именуя их не государственными поселянами, а ссылочными..; 4) дозволяем помещикам отдавать своих крепостных людей на поселение с зачетом в рекруты не старше 45 лет и без разлучения мужей с женами; 5) отводить места самые плодородные, изобилующие всеми угодьями, для поселян нужными, назначая на каждую душу 30 десятин [чуть более 30 гектаров], дабы кроме пашни и пастьбы для скота довольно было..; 6) селения расположить так, чтобы в одном месте более ста дворов не было; …8) на первый раз для 2000 душ построить в назначенных селениях дома из казны, запасти хлеба на полтора года и приготовить земледельческие и прочие необходимые для поселян орудия..; …10) когда первые 2000 поселены будут, тогда должны они будут в свободное время от полевых работ заготовлять дома для следующих на будущий год поселян; и для того первое поселение расположить так, чтобы на всяком назначенном для селения месте не более 20 дворов было, дабы им не отлучаясь от домов своих, можно было строение производить для ожидаемых в следующий год поселян; … 11) по такому расположению каждогодно возможное число людей туда посылаться будет..; 13) всякий пришедший поселянин свободен от всяких податей 10 лет…»    [20]. Как видим, «Корона» строила долгосрочные и грандиозные планы на дальнейшее заселение верховьев Ахтубы. С большой долей уверенности можно утверждать, что ранее обосновавшихся там поселян (т.е. заводских крестьян) не могли отпустить на переселение в другие места. Следовательно, те, кто хотел заниматься не выращиванием тутовых деревьев и сматыванием шелковых нитей, а привычными «сельскими упражнениями», и те, кто в силу своих религиозных верований искал отдаленных мест, могли переселиться на новые места только самовольно.

***

Вероятно, в 1801-м или 1802-м году полтора-два десятка семей из селения Пришибинского Царицынского уезда Саратовской губернии самовольно отправились вниз по Волге в поисках нового места жительства на территории Астраханской губернии. Видимо, большинство переселенцев придерживалось православной греко-руской церкви. Исходя из прослеживаемости фамилий, можно предположить, что это были Болговы, Гайдуковы, Донские, Клишины, Сапрыкины. Среди переселенцев были и субботники: Горюновы, Жабины, Каширские, Лепёхины, Подосинниковы, Роговы, Суриковы. Косвенным подтверждением тому может служить упоминание в статье «О состоянии сектантства в Астраханском крае в царствование Александра Благословенного» в «Астраханских епархиальных ведомостях» 1878 г. жителей села Пришиба Царевского уезда – субботников: Сурикова, Бабанина, Лепёхина, Степанова, семьи Каширских, и православных – Ивана Терентьевича Клишина и его дочери Аксиньи Ивановны, выданной замуж за однодворца Сергея Марковича Каширского [22].

По всей видимости, переселенцами были семьи повзрослевших младших братьев и старших сыновей тех переселенцев из Воронежской губернии, которые в 1774 – 1783 гг. основали селение Пришибинское. Отправляясь в Астраханскую губернию, они, очевидно, знали, что беглым крестьянам, заселявшимся в Астраханской губернии, дозволено было не только записываться в поселяне, но и даже отправляться затем на прежние жилища и перевозить оттуда своих жен и детей [18]. Пришибинские переселенцы решили обосноваться на месте самовольного, небольшого поселения, находившегося на правом берегу Волги и прозывавшегося в народе Голодяевкой. В память о прежнем селе переселенцы назвали свое новое селение Пришибинским (ныне — село Пришиб Енотаевского района Астраханской области). О такой территориально-исторической связи двух Пришибов (на Ахтубе и на Волге) косвенно свидетельствуют их размеры в середине XIX века. Так, в 1859 году в казенном селе Пришибе Царевского уезда было 872 двора, в которых проживало 7444 жителя, а в казенном селе Пришибинском Енотаевского уезда было 242 двора, в которых проживало 1832 жителя [3].

Прибывшие переселенцы начали активно строиться, поэтому Любомиров П.Г. писал о Пришибинском, как о строящемся к 1803 году селении [2]. А в 1806 году оно уже имело административный статус деревни (скорее всего, казённой), и было названо в одном из императорских указов «деревня Пришиб» [25]. В 1809 году (если судить по датировке метрических книг) была освещена в связи с открытием церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Это событие могло явиться основанием для изменения административного статуса: ведь селом считалось «крестьянское селение, в котором находится церковь» [3]. Решение о преобразовании деревни Пришиб в село Пришибинское губернские власти могли принять, вероятнее всего, по результатам одной из ревизий податного населения: либо 6-й, проводившейся в 1811 году, либо 7-й – в 1815 году.

***

Для новых поселенцев отмежевали земельные наделы из казенных земель, причем не только на правом берегу Волги, но и почти напротив, на левом берегу Ахтубы [1]. Очевидно, что хозяева наделов на ахтубинском берегу стали со временем строить там свои жилища, перевозить туда необходимый домашний скраб и сельскохозяйственный инвентарь. Земледелие и скотоводство, которыми занимались пришибинские крестьяне, требовали от них длительного (с ранней весны и до поздней осени) пребывания на полях и займищах левобережья Ахтубы.

Дополнительным стимулом к освоению этих земель явилось воссоздание в июле 1803 года практически на прежнем месте поста «Золотухин яр», но уже в составе Ахтубинской линии Астраханского кордона [1]. Думается, что именно тогда и так начиналось заселение территории нынешней Золотухи и её окрестностей. Обжитая территория, да ещё находившаяся под непосредственной защитой кордонного поста «Золотухин яр», могла представлять собой привлекательное место для переселенцев – легальных и нелегальных. Что касается легальных, т.е. организованных правительством, переселенцев – казенных крестьян из центральных губерний, то, вряд ли, таковые появлялись в этих местах до 1825 года. Дело в том, что организованное переселение государственных крестьян происходило только до 1812 года [19] и в ограниченном масштабе. Так, в период с 1806 года по 1812 год было переселено всего 948 душ (тогда считали душами) на территорию всей Астраханской губернии [4], т.е. в среднем за год переселялось примерно 150 душ. Если 150 разделить на четыре уезда, то получится по 37 душ на уезд в год! А вот поток «самовольцев» в Астраханскую губернию в начале XIX века, напротив, усилился. Это был своеобразный, стихийный протест против бюрократической волокиты и попытка обойти обязательное требование к организованным переселенцам — погашение недоимки и внесение двойной уплаты всех сборов вплоть до новой ревизии [4]. Поэтому основную массу новых поселенцев рядом с наделами пришибинских крестьян и постом «Золотухин яр» составляли в этот период нелегальные переселенцы — вольные сходцы, которые поселяясь сначала самовольно, затем постепенно приобретали легальный статус с получением «пашпортов» и земельных наделов. Вероятнее всего, упомянутый О. Губановой, Жегульский был из таких вольных сходцев и, обосновавшись на новом месте, в 1807 году подал прошение губернским властям о выделении ему земельного надела. В связи с этим можно предположить, что такое прошение было не единственным (возможно, лишь первым) в период с 1803 по 1812 год. А хозяева земельных наделов на левом берегу Ахтубы – семьи Донских, Каширских, Лепёхиных, Гайдуковых, Сапрыкиных, Клишиных, Болговых и других – стали всё чаще перебираться на постоянное жительство близ поста «Золотухин яр». Поселялись там опять же семьи подросших сыновей и братьев, выделенные из больших семей в самостоятельные хозяйства. Такие семьи, скорее всего, состояли из молодых (с сегодняшней точки зрения) родителей в возрасте 28 – 30 лет, имевших к этому времени, как правило, троих – четверых детей в возрасте от десяти лет до одного года. К этому основному мотиву переселения добавлялись ещё два обстоятельства: необходимость всё больше времени уделять растущим хозяйствам, с одной стороны, а с другой — трудность пути от селения Пришибинского до кордонного поста «Золотухин яр», связанная с необходимостью преодоления многочисленных водных преград. Так с годами росла численность фактически отдельного поселения, считавшегося в административном отношении частью села Пришибинского. Хотя свои религиозные требы (в т.ч. крещение, венчание и отпевание) «золотухинские» поселенцы всё это время отправляли в пришибинской церкви Покрова Пресвятой Богородицы.

***

Как могли складываться отношения между основным селом и удаленной его частью? Могло ли это повлиять на становление Золотухи? Составить представление об этом может помочь аналогичный пример хутора Жутова и села Аксая Черноярского уезда, описанный в 1898 году в «Астраханских епархиальных ведомостях. «Хутор Жутов Черноярского уезда, небольшой хутор в 130 дворов. Есть в нём церковь, но он не имеет своего сельского управления, нет в нём старосты, сборщика, равно урядника, полицейских. В административном отношении хутор подчинён лежащему в 20 верстах селу Аксай, и этот последний служит для хутора своего рода метрополией. Хуторяне со всеми своими нуждами, за исключением религиозных, должны обращаться в Аксай. Здесь у них происходит суд, сельские сходы, живут сельские власти, и наконец, земля у них общая с Аксайцами, да и сами хуторяне – это жители Аксая, но несколько десятков лет выселившиеся из него. Положение хутора в отношении административного было незавидное. Никакого важного дела хуторяне не могут решить и предпринять без согласия своей митрополии. К тому же Аксайцы смотрят на Жутовцев не совсем благосклонно, как родители смотрят на детей, самовольно удалившихся от них; но что досаднее всего и больно Аксайцам, так это то, что они замечают в Жутовцах стремление вовсе отделиться от Аксайцев в отношении земельных наделов и сельской администрации. Можно заранее сказать, что Жутовцам не ждать от своей митрополии добровольно каких-либо милостей и льгот. Если бы Жутовцы вздумали что-нибудь выстроить, то это они должны делать на свои средства без помощи из Аксая. Так оно и было; строили Жутовцы церковь – помощи им из общего стола не было, строили школу, причтовые помещения – управлялись своими средствами. И выходит – плати все повинности – земельные, школьные, пожарные, на причтовые помещения в Аксай, да и у себя в Жутове содержи церковь, дома причтовые, школу; — становится тяжело Жутовцам от этих двойных повинностей, становится поэтому и желание выделиться в административную единицу» [24]. Очевидно, что такая административная зависимость существовала между селом Пришибинским и удаленной его частью «Золотухино». Возможно, в этом и заключалась причина достаточно позднего образования селения Золотухино как самостоятельной административной единицы. Худшее экономическое положение золотухинских по сравнению с пришибинскими, возможно, выразилось в том, что в 1859 году на один двор в Пришибинском приходилось 7,5 душ, а в Золотухинском – 9,8, т.е. на 30% больше.

***

С 1825 года организованное переселение государственных крестьян из центральных губерний приняло массовый характер [4]. Возможно, этому предшествовало решение властей Астраханской губернии об образовании сельских казенных поселений, в том числе, вблизи постов Ахтубинской линии Астраханского кордона. С 1825 по 1838 год в Астраханскую губернию были переселены 6388 человек мужского пола [4], т.е. в среднем за год переселялось примерно 456 душ. Если их разделить на четыре уезда, то получится по 114 душ на уезд в год. Исходя из этого, можно предположить, что в 1828 году (или годом-двумя ранее) на поселение вблизи кордонного поста «Золотухин яр» и рядом с наделами пришибинских крестьян прибыла крупная партия государственных крестьян — переселенцев (от 100 до 150 душ) из Воронежской губернии.

Представление о том, как происходило образование нового поселения, можно почерпнуть из истории современного села Михайловки Лиманского района Астраханской области. Этот процесс проходил в несколько этапов:

  1. в конце 1844 года Астраханская палата государственных имуществ объявила о намечаемой организации шести поселков (с населением 150 душ каждый) по линейному тракту Астрахань – Кизляр, призывая желающих к подаче заявлений;
  2. в декабре 1844 года прошение о переселении на землю при почтовой станции Зензели первыми подали крестьяне села Золотухинского (40 человек) и села Никольского (50 человек) через своих поверенных, которые отвезли его в Астрахань;
  3. в январе 1845 года ещё одно прошение о выделении земли у почтовой станции Зензели подали через своего поверенного крестьяне села Пришиб (17 человек) и села Никольского (7 человек);
  4. в феврале 1845 года поступило ещё одно прошение от 39 жителей тех же сёл через их поверенного (некоторые из них впоследствии от переселения отказались);
  5. в марте 1845 года поверенные явились в Астраханскую палату государственных имуществ для получения разрешения. В это время ожидался рекрутский набор крестьян, и решение о переселении отложили;
  6. в мае 1845 года по окончании рекрутского набора поверенным было предложено отправиться к станции Зензели вместе с губернским землемером для выбора места для села и составления плана;
  7. в том же месяце чтобы не упустить время весеннего сева часть золотухинских крестьян (35 человек) отправиться на место нового поселения сразу с семьями и имуществом. Прибыли они туда на плотах, сделанных из разобранных домов и амбаров, но плоты в течение месяца не разбирали;
  8. вскоре из Астрахани приехали инженер [-землеустроитель] и землемер и отвели поселянам место вблизи дороги и почтовой станции, как им было рекомендовано; для обеспечения села питьевой водой было предложено вырыть колодец;
  9. отведенный участок земли, расположенный на высохшем ильмене в 5 верстах от Зензелинского ильменя и 3,5 верстах от небольшого ерика переселенцам не понравился, и они на свой страх и риск построили сои дома в другом месте на земле зензелинских татар;
  • вскоре прибыла другая партия переселенцев из Никольского и Пришиба, которая также селилась произвольно;
  • в дальнейшем поселенцы вынуждены были переселиться на другое место, указанное губернскими властями близ оконечности Зензелинского ильменя;
  • в 1850 году [т.е. через пять лет после поселения] поселяне купили и сложили на берегу Зензелинского ильменя часовню в честь Архангела Михаила;
  • позднее был открыт православный молитвенный дом, который в 1861 году был снаружи обновлен [5].

Думается, что процесс образования Золотухи проходил подобным образом:

  1. в 1825 году власти Астраханской губернии приняли решение об образовании сельских казенных поселений вблизи постов Ахтубинской линии Астраханского кордона и обратились в министерство внутренних дел с просьбой разрешить переселение государственных крестьян из центральных губерний;
  2. соответствующее решение было принято и сообщено губернским властям центральных губерний, в том числе Воронежской;
  3. палаты государственных имуществ центральных губерний, в том числе Воронежской, объявили о намечаемой организации казенных поселений вблизи кордонных постов Ахтубинской линии, призывая желающих к подаче заявлений;
  4. возможно, в конце 1826 года жители нескольких сёл Воронежской губернии, ранее прослышавшие от своих бывших земляков о благодатном местечке Золотухино, подали через своих поверенных прошения о переселении на земли вблизи кордонного поста «Золотухин яр»;
  5. вероятно, весной 1827 года (чтобы не упустить время весеннего сева) переселенцы (в количестве 100 – 150 душ) вместе со своими семьями и имуществом прибыли на новое место (возможно, двумя или тремя партиями);
  6. прибывшие вскоре из Астрахани инженер — землеустроитель и землемер не только отвели место для поселения и земли для скотоводства и землепашества, но и составили соответствующие планы землеустройства с учётом ранее отмежеванных земель пришибинских крестьян и легализовавшихся «вольных сходцев»;
  7. прибывшие переселенцы пополнили проживавшее там до этого население. По нашим оценкам, численность жителей Золотухино вместе с переселенцами из Воронежской губернии могла составить в 1828 году около 800 душ;
  8. вероятно, вскоре, в 1828 году, губернскими властями было принято решение об образовании новой административной единицы — казенной деревни «Золотухино».

***

Из раннего детства, когда с отцом летом гостили у бабушки и дедушки в Золотухе году в 1967-м, осталось в памяти удивление, осознанное многие годы спустя. При входе с улицы через высокую деревянную дверь, расположенную рядом с такими же высокими воротами, взору открывался большой двор (вспоминая сейчас свои детские представления, думаю, он вместе со всеми строениями занимал площадь 8 -10 соток). Справа располагался жилой дом с высоким крыльцом, вслед за домом, по той же стороне, стояли небольшие сараи для кур и коровы, и, вроде, был небольшой загон для баранов, которых держали раньше. Напротив ворот возвышался довольно большой (как мне тогда показалось) амбар или сарай с сеновалом. Слева от ворот была пристроена небольшая летняя кухня, а за ней, вдоль другой стороны двора, тянулся длинный деревянный самодельный стол, нечто вроде верстака. На нём и под ним валялись, видимо, пока не нужные, но могущие пригодиться железяки: от ржавых гвоздей в дырявой кастрюле до таких же ржавых лопаты и тисков. Первое удивление заключалось в том, что во дворе не было никаких грядок и плодово-ягодных кустов, как обычно это бывает в средней полосе, откуда я приехал.

Между столом-верстаком и амбаром был небольшой проход к калитке, за которой открывалась не соседняя улица (как обычно это бывает в средней полосе), а выжженное летним солнцем и вытоптанное копытами домашних животных желто-бурое замкнутое пространство, образованное стоявшими вокруг него дворами. Не помню, как это место называли дедушка и бабушка, может задний двор, может загон, в который с каждого двора выходила своя калитка. Через этот загон, направо, наискосок, я потом каждое утро бегал к тёте Наташе Вишняковой, которая угощала меня кружкой парного молока и только что испеченной большой лепёшкой. А через загон я бегал потому, что так получалось намного короче, чем обегать целый угол домов сначала по улице Урицкого, а потом по улице Почтовой. Так вот, этот загон и вызывал моё второе удивление. Сейчас мне представляется, что рядом стоявшие и примыкавшие друг к другу дворы образовывали своеобразное каре с общим пространством – загоном внутри, где в случае нападения извне можно было укрыться жителям или укрыть свой домашний скот. Совершенно логичное объяснение с военной точки зрения, которая, видимо, и обусловила такую планировку Золотухи ещё во времена угрозы набегов кочевых киргиз-кайсаков, т.е. в первой четверти 19 века.

***

С течением времени и улучшением имущественного положения жители новой деревни Золотухино сначала построили и открыли с благословения Астраханской епархии православный молитвенный дом, а затем – православную часовню. В 1836 в результате очередной реорганизации Астраханского кордона был ликвидирован (и уже окончательно) пост «Золотухин яр».

К 1843 году благосостояние золотухинских крестьян позволило им (опять же с разрешения Астраханской епархии) открыть и затем содержать на свои средства первую золотухинскую православную церковь Казанской Божьей Матери. Важно подчеркнуть, что с открытием этой церкви был образован и соответствующий приход, к которому стали приписаны все золотухинские жители. Это означает, что с 1843 года все требы, ранее отправляемые в Пришибинском, стали отправляться в золотухинской Казанской церкви и регистрироваться соответственно в её метрических книгах. Кроме того, открытие православной церкви стало основанием для изменения административного статуса и названия селения, которое стало называться – казенное село Золотухинское. Среди жителей села Золотухинского того времени мы видим большинство из ранее упомянутых фамилий: Андросовы, Болговы, Востриковы, Гайдуковы, Горюновы, Донские, Жабины, Жегульские, Каширские, Клишины, Ксенофонтовы, Лепёхины, Меретины, Подосинниковы, Поповы, Роговы, Сапрыкины, Старковы, Суриковы, Черкасовы и другие [5]. По нашим оценкам в 1843 году численность жителей села Золотухинского могла составлять чуть более 1000 душ обоего пола, проживавших в 115 дворах.

При высокой рождаемости в крестьянских семьях население в села быстро росло, и вместе с этим назревала проблема недостатка удобных земель на одну душу. Это и подтолкнуло в 1845 году более 40 человек из села Золотухинского к переселению на новое место вблизи села Зензели, описанному выше. Среди переселенцев были: Иван Евсеевич Донской, Пётр, Максим и Панфил Каширские, Григорий Старков, Пётр Гайдуков, Антон Суриков, Зиновий Сапрыкин, Василий Андросов, Феоктист Печенкин, Григорий Меретин, Матвей Попов, Андрей Подосинников и другие. Они вместе с другими переселенцами из села Пришиба и села Никольского Енотаевского уезда основали новое поселение [5], которое сегодня известно как село Михайловка Лиманского района Астраханской области. Можно с большой долей уверенности утверждать, что это тоже были взрослые сыновья первых поселенцев в Золотухе. Очевидно, что часть переселенцев из села Золотухинского уезжала на новые места и по религиозным соображениям. Это косвенно подтверждается тем, что субботники и доныне живут в вышеуказанной Михайловке, в частности: Каширские, Жабины, Роговы [16].

© Александр Васильевич Миретин, 2015

Список использованных источников

  1. Бирюков А.И. История Астраханского казачьего войска. Часть III. – Издание Астраханского казачьего войска. — Саратовъ, 1911 г.
  2. Любомиров П.Г. О заселении Астраханской губернии в XVIII веке / Проф. П. Любомиров. — Астрахань: Астраханск. губ. план, 1926.
  3. Списки населенных мест Российской империи: Астраханская губерния. – Центральный статистический комитет министерства внутренних дел. — САНКТПЕТЕРБУРГЪ, 1861.
  4. История Астраханского края: Монография. — Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000.
  5. Родословная роспись рода Меретиных (большая). — Письмо Государственного архива Астраханской области от 25.10.2004 г. № 709 / 01-20.
  6. Редькина О.Ю. Старое русское сектантство на Нижней Волге и Дону в XVIII—XX вв. // Геоэкономические и этнокультурные особенности хозяйственного развития Прикаспия и Приазовья в XVIII–XX вв.: Сборник научных статей. Волгоград: изд-во Волгогр. ун-та, 1999.
  7. Чернин В. Евреи-субботники как субэтническая группа: попытка обзора современного состояния – [Электронный ресурс] — http://eajc.org/page18/news19583 (дата обращения 02.04.2015).
  8. Львов А.Л. Дело о караимских молитвенниках. – [Электронный ресурс] — http://lvov.judaica.spb.ru/case.shtml (дата обращения: 07.04.2015).
  9. Львов А.Л. Русские иудействующие: краткий очерк (ч.1). – [Электронный ресурс] — http://eajc.org/page18/news19584 (дата обращения: 07.04.2015).
  10. Львов А.Л. Эмиграция иудействующих в Палестину – [Электронный ресурс] – http://lvov.judaica.spb.ru/emigration.shtml (дата обращения: 07.04.2015).
  11. Ленинск (Волгоградская область): Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс].
  12. Ахтуба. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. [Электронный ресурс] — https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Ахтуба (дата обращения: 10.04.2015).
  13. История Царицына. Продолжение: Натуральные шелка ахтубинского производства – [Электронный ресурс] — http://губернские-вести.рф/weekend/read/istoriya-tsaritsyna-prodolzhenie-4-11/ (дата обращения: 05.04.2015)
  14. Именной Указ, данный Генерал – Прокурору от 8 ноября 1797 г. № 18240 «О разведении шелковичных дерев и о способах к улучшению делаемых в России шелков» // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. Том XXIV. 6 ноября 1796 — 1798 гг. — Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, СПб, 1830.
  15. Именной Указ, данный Межевой Сената Экспедиции от 26 октября 1773 г № 14050 «О переведении к находящимся при Царицине на реке Ахтубе шелковым заводам, для размножения шелководства, 1300 семей из экономических деревень; об отмежевании им земли для хлебопашества и разведения тутовых дерев и о нераздаче никому из остающихся за … их земель, спсобных к шелковому производству» // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. Том XIX. 1770 — 1774 гг. — Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, СПб, 1830.
  16. Каширская Г. Свои – чужие: другая религия. Молоканы. Кто они, русские, считающие себя евреями? // Исследовательская работа, Михайловская СОШ, 2013. — [Электронный ресурс] — http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/02/04/ issledovatelskaya-rabota-svoi-chuzhie-drugaya-religiya(дата обращения: 10.04.2015).
  17. Высочайше утвержденная записка Действительного Тайного Советника Князя Гагарина и Генерал — Прокурора Овольянинова № 19290 от 22 февраля 1800 г. «О распространении и усовершении шелковичного производства в полуденных Губерниях России» // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. Том XXVI. 1800 — 1801 гг. — Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, СПб, 1830.
  18. Высочайше утвержденный доклад Сената от 5 апреля 1803 года № 20702 «О причислении всех доныне оказавшихся зашедшими в Астраханскую губернию помещичьих и казенного ведомства крестьян, а равно и переведенных ими из прежних их селений туда с женами и детьми их в казенные поселяне Астраханской губернии» // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. Том XXVII. 1803 — 1803 гг. – Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, СПб, 1830.
  19. Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 17 июня 1812 года № 25150 «Об определении переселяющимся в Новороссийский край казённым крестьянам и казакам льготы, с дачею им пособия; о возобновлении силы указа 1781 Июля 16; о платеже оставшимися на прежних жительствах крестьянами за переселенцев подати и об остановлении переселения в прочие Губернии» // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. Том XXXII. 1812 — 1815 гг. — Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, СПб, 1830.
  20. Именной Указ, данный Сенату № 19157 от 17 октября 1799 г. «О населении Сибирского края, прилежащего к границам Китайским, отставными солдатами, преступниками, подлежащими к ссылке и отдаваемыми от помещиков крепостными людьми с зачетом в рекруты, и о выгодах для сих поселенцев» // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. Том XXV. 1798 — 1799 гг. — Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, СПб, 1830.
  21. Паллас П.С. Заметки о путешествии в южные наместничества Российской империи в 1793 и 1794 годах. — Астрахань. Государственное предприятие Астраханской области «Издательско-полиграфический комплекс «Волга»», 2008.
  22. О состоянии сектантства в Астраханском крае в царствование Александра Благословенного // Астраханские епархиальные ведомости, № 22 от 28 мая 1878 г.
  23. Обозрение Его Преосвященством церквей и приходов II-го благочинного округа Енотаевского уезда и в частности церкви села Харабалей // Астраханские епархиальные ведомости № 20 от 16 октября 1907 г.
  24. С хутора Жутова: из дневника уездного наблюдателя // Астраханские епархиальные ведомости № 10 от 16 мая 1898 г.
  25. Указ Именной, данный Сенату от 19 мая 1806 года № 22135 «О назначении земель калмыкам и другим кочующим народам в Губерниях астраханской и Кавказской» // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. Том XXIX. 1806 — 1807 гг. Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, СПб, 1830.
Поделиться
0

комментариев 6

  1. Андрей:

    Интересное наблюдение про внутренний двор, вокруг которого расположены дворы жителей. Вот снимки таких дворов золотушинцев из космоса:
    http://kazaksbugra.ru/wp-content/uploads/2015/06/vnutrenniy-dvor-1.jpg
    http://kazaksbugra.ru/wp-content/uploads/2015/06/vnutrenniy-dvor-2.jpg

  2. Материалы музея и экспозиции используются для проведения уроков, классных часов, клубов, проведения внеклассных мероприятий и в полной мере эффективно содействуют гражданско-патриотическому воспитанию школьников через осмысление истории малой Родины. В этом гражданский долг учителя истории.

  3. Владимир:

    Имеем информацию о пещерах староверов в с. Золотухе
    Тел. +79371312702

    • Андрей:

      Очень интересно! Описание, фото имеются? Можно выложить на данном сайте и распространить среди тех, кто интересуется историей Золотухи.

  4. Пётр:

    Знаю место где находится пещера. С детства помню полуобвалившийся вход, его пытались несколько раз откопать. Позже всё обвалилось и теперь его трудно найти.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

вверх