Пост Золотухино, Ветлянинская юртовая земля

zolotuhino (1)

Интересна книга тем, что Паллас, попутно с исследованиями чисто ботаническими, описывает быт жителей Поволжья того времени, и что более интересно для меня — он путешествует от станицы к станице, от поста к посту, открывая окошко в жизнь старой Астрахани.

«Доктор Медицины, Профессор Натуральной истории и действительный академик Российской Императорской Академии Наук и Санктпетербургского Вольнаго Экономического Общества, также Римской Императорской Академии испытателей естества и Королевского Англинского учёнаго собрания» П.С. Паллас повторно посетил Нижнее Поволжье и Прикаспийскую низменность в 1793-1794 гг. Он одним из первых оставил нам описание природы и хозяйственной деятельности здешнего кочевого и оседлого населения. Приведённый им фактический и эмпирический материал существенно расширяет наши представления об истории юга России конца XVIII в.

Пишет, конечно, о рыболовстве, торговле, жизни кочевых племён, о природе. Восторгается степью. Я не знал, что она на столько богата различными видами растительности)) (очень много латинских названий в тексте).

Пару слов пишет и о моих родных местах — пост Золотухино (ныне с. Золотуха). Мои предки по отцу, Шальновы, как раз с этих мест.

«…Рядом с низменностью лежит сторожевой пост Ахтубинский, а на возвышенности, с которой она граничит в верхней части, — пост Золотухино, рядом с которым астраханский губернатор заложил скотный двор. Здесь у Ахтубы начинается богатая древесной растительностью низменность, которую пощадила калмыцкая орда, и за это она получила имя Зэттретэ-Модун (Священный Лес), которое казаки переделали в Зиккерта»

Фотографии этой самой Зиккерты у меня есть. Только вот названия такого никто не знает в наше время. Естественно, это уже не тот лес, что был 200 лет назад. Священный Лес вырубали в тяжёлые годы войн. За это наказывали, но его всё равно вырубали.

2. Окраина поста Золотухино. Тут начинался Священный Лес
zolotuhino (2)

3.
zolotuhino (3)

4.
zolotuhino (4)

5. Ахтуба
zolotuhino (5)

6.
zolotuhino (6)

7.
zolotuhino (7)

8.
zolotuhino (8)

9.
zolotuhino (9)

В этих местах очень много тутника, диких шелковиц. Оказывается, казаки занимались в том числе и шелководством. Пробовали навязать крестьянам производство шёлка, но для них это было слишком тяжело и они частенько жгли шелковицы, нанося урон производству шёлка на Нижней Волге.

Вот, что пишет Паллас: «Русского крестьянина никаким образом приучить к шелководству нельзя. Тот шёлк, который получают на Тереке и в Астрахани, производят армяне, грузины и казаки, которые преодолели предубеждение. Основное же занятие русских крестьян — земледелие»

PS: Варенье из тутника, вареники с тутником — самое вкусное воспоминание из детства.

Поделиться
0

комментария 3

  1. Спасибо. Забрал к себе в блог.

  2. В чем заключалось «предубеждение» русских крестьян? По какой причине они не могли выращивать шелк? Не умели. Не могли? Не хотели? Боялись? Я не понял. или где то что то упустил.

    • это просто я из текста выдернул. предубеждение заключалось в том, что они считали, что не для них это занятие. по многим причинам — сложно, незнакомо, климат не совсем подходит. проще — когда вырастил и съел 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

вверх