станица Косикинская Астраханского Казачьего Войска

По тёмной воде реки Енотаевки пробежала испуганная рябь. Луна в ту ночь была скрыта за облаками, и силуэты домов станицы Косикинской на фоне чёрного неба были почти не видны. Зелёный тусклый огонёк, похожий на светлячка суетливо пролетел по улице куда-то на окраину и спрятался за бурьяном. Там стояла избушка Кулёмы с вечно закрытыми ставнями. Кулёма «лечила травками». Казаки её терпели за это, хотя и признавались друг другу, что «что-ить нечистое в ей есть». Ещё пара огоньков влетела со стороны речки прямо в трубу покосившейся избушки. По слухам, избушка пришла в эти места сама, когда станицы здесь ещё не было. Но в эти слухи никто не верил! Станичный батюшка Феодор натуральным образом бил в лоб тому, кто их распускал.

Сейчас вся станица замерла. Слышен был только кроткий шум воды да гулкие постукивания, позвякивания и шорох откуда-то из-за бурьяна. Вдруг дверь избушки, скрипнув, распахнулась на мгновение, где-то в зияющей пустоте нутра дома метнулась свеча, дверь захлопнулась – и всё стихло. Петро сидел на дереве напротив и пялился на дверь во все глаза. Он давно хотел «вывести на чистую воду» бедовую бабу.

Неожиданно под деревом гаркнул петух, и как по волшебству вокруг вдруг стало немного светлее. Хотя солнца всё ещё не было видно, шумы в избушке прекратились. Петро спрыгнул с ветки, кинул палку в петуха и пошёл домой, пиная лебеду, росшую вдоль тропинки. Опять он ничего не узнал…

въезд
широкая улица
в такую жару лучше постоять в тени
.
.
.
.
обрывистый берег
.
.
.
.
.
.
степь
земле попить бы…
.
очень крепкая конструкция старой церкви
кованый
вид с руин
.
.
всё усыпано вокруг обломками церковного кирпича
Везде кирпич от церкви. Похоже, что взорвали.
.
.

Далее текст из Бирюкова И.А.:

Почти одновременно с пятью «служилыми» станицами были образованы ещё два станичных поселения из отставных казаков, под названием станиц Косикинской и Копановской. История их возникновения заключалась в следующем. С переводом казаков с форпостов и почтовых станов на постоянное жительство в станицы, прежние форпостные и почтовые пункты уничтожались, но между Сероглазинкой и Енотаевском и между последним и Ветлянкой дистанции оказывались слишком велики. Видя это, губернатор тогда же распорядился образовать две подставы: на месте бывшей Косикинской почты и у Копановской ватаги в составе 12 казаков, при уряднике, на каждый пункт. Людей сюда приказано было назначить из личного состава полка. Полковник Хуткевич, донося о совершившемся поселении, докладывал, что на подставы послать некого, за недостатком наличного состава, занятаго постоянными и многочисленными раскомандировками. Тогда Бекетов предписал ему впредь определения на эти места людей, отозвать из Ветлянки и Сероглазинки по пятнадцати, или из всех городков поровну, всего 30 человек, при капралах, и поставить на этих двух пунктах, причём одна половина их должна была быть конной для сухопутнаго препровождения курьеров, а другая пешей для службы в лодках.

Бекетов Никита Афанасьевич

Затем между Косикинской и Копановской подставами оставалась крепость Енотаевская.

.

Надо было учредить здесь такую же почтовую подставу. Бекетов дал предписание состоявшему при калмыцких делах премьер-майору Кишенскову образовать в Енотаевске форпост, на который назначил 25 казаков о двуконь из состоявшей в его ведении двухсотной казачьей команды (казаки Саратовские, Дмитриевские, Царицынские и Черноярские), причём вменялось в обязанность включить в это число всех тех, которые по собственному желанию остались и живут в Енотаевске.

На пополнение образующагося в Ветлянке и Сероглазинке некомплекта приказано было назначить по 8 человек служилых татар, которые находились в станицах, как подмога казакам почтовой гоньбе, а равно назначить по 8-ми татар как на Косикинскую, так и на Копановскую подставы.

.

Затем, прилагая свои заботы к немедленному увеличению численного состава пяти служилых станиц, Бекетов распорядился о том, чтобы все отставные казаки, имевшие жительство вблизи бывших казачьих форпостов и почтовых станов, были приписаны к ново-поселённым станицам, кто в какую, по способности, пожелает; таких казаков набралось 27 человек; всех же отставных, проживавших в Астрахани, предписано было плац-майору Мизгиреву собрать и представить к губернатору для распоряжения о переселении их в станицы. Таких оказалось 162 человека, из которых возможно было отправить на поселение 99 и они отосланы к капитану Бекреневу. Кроме этого для поселения в станицах назначены были 23 человека, проживавших в Астрахани, отставных солдат.

Но на самом деле на поселение в «служилыя» станицы была отправлена лишь некоторая часть назначенных людей; другую же Бекетов решил использовать для образования двух поселений под названием станиц Косикинской и Копановской, что и было исполнено в 1766 году. По поводу такого своего распоряжения губернатор доносил 23 декабря 1766 г. Вице-Президенту Военной Коллегии Графу Чернышёву, что по посланному им в Правительствующий Сенат штату о нерегулярных Астраханской губернии войсках положено «селение делать казачьим городком от Астрахани до Чёрнаго-Яру, чтобы жительство от жительства было в умеренном расстоянии, в семи местах, из коих в пяти – селение служилыми казаками производиться уже началось, а ещё в двух местах – между поселяющимися ныне Сероглазинской и Ветлянинской станицею – селение быть весьма нужно, более для того, что оныя станицы одна от другой отдалены далее девяносто вёрст пустою степью и так как при почтовой гоньбе видится казачьим лошадям не малое изнурение, а проезжающим никакого в зимнее время от непогоды пристанища нет», то в устранение этих неудобств он, Бекетов, распорядился «в прибавок к поселяющимся в четырёх станицах и одном городке также и «имеющимся здесь» (Астрахань) при городовом форпосте служилым казакам, поселить между Сероглазинской и Ветлянкой,  «в способных местах», на приверхе Косикинского займища и при Копановской ватаге, из находящихся при Астрахани отставных, не имеющих приличнаго с прежним их состоянием пропитания и праздно шатающихся казаков, способных к поселению, на первый случай по 50 казаков в каждое место, всего 100 человек: да при них для порядочнаго сотников по одному , капралов по два, кои выбраны из оных –же отставных достойные люди».

По списку лиц, предназначенных на поселение, значилось: Сотник Дементий Дьяконов, капралы: Гаврила Пономарёв, Григорий Уренцов, казаки: Леонтий Токарев, Потап Шеин, Ларион Иванов, Фрол Смирнов, Пётр Тулин, Михаил Степанов, Родион Евсеев, Иван Мухаметов, Дмитрий Старцев, Тимофей Степанов, Савелий Чертихин, Семён Кондаков, Кузьма Кузнецов, Иван Смоленцов, Кузьма Аленсков, Иван Извозчиков, Лука Арсков, Никита Гусев, Иван Вишенцев, Иван Попов, Назар Моргунов, Алексей Безчастнов, Дмитрий Пещаков, Осип Смирнов, Фёдор Коновалов, Иван Рощинин, Фёдор Тимофеев, Григорий Саламник, Василий Фёдоров, Михаил Кочнев, Матвей Котоврасов, Иван Соколов, Ефим Корнеев, Фёдор Железнов, Фёдор Соболев, Ефим Попов, Сергей Смирнов, Никифор Шатков, Иван Попов, Ефим Носов, Василий Гладилин, Пётр Смирнов, Алексей Галафеев, Тихон Воронов, Иван Волков, Филипп Сухоруков, Даниил Мочалин, всего 52 чел.

Поселение этих двух станиц, кроме соображений о сокращении расстояния между Сероглазинской и Ветлянкой, находилось ещё в зависимости от удовлетворения ходатайства Астраханских служилых татар, которые обязаны были отправлять почтовую гоньбу вместе с казаками, по тракту Астрахань-Чёрный Яр. 27 августа 1765 г. татары подали Бекетову заявление, в котором излагали, что отправление почтовой гоньбы обходится им в 1120 руб. в год; кроме того они наряжаются для отвоза от Астрахани до Царицына отправляемых к Царскому двору фруктов и употребляются в уездную с подводами гонку для отвоза до Царицына и Саратова случающихся казённых материалов. Всё это татары находили для себя обременительным и просили от службы этой их освободить, возложить её исключительно на казаков новопоселённых станиц; а сами обязывались «вносить куда будет повелено, деньгами 1500 рублей в год, по третям года, для уплаты казакам за отбывание почтовой гоньбы».

Это предложение было принято и вся установленная с татар сумма денег предназначена на удовлетворение Косикинской и Копановской станиц. Плата казакам из татарской суммы была положена в виде жалованья, с уменьшением противу служащих, а именно: сотнику полагалось 10, капралу 7 и рядовому казаку 6 рублей в год. Кроме этого, чтобы они «исправнейшим образом домами и всею домашнею экономиею и лошадьми завестися могли», из тех же вносимых татарами денег выдано на каждую станицу единовременно 276 р. Но так как и казаки всех других станиц отправляли тоже почтовую гоньбу, т.е. несли часть татарской службы, то, вместе с описанным распоряжением, приказано было отпускать на каждую станицу и казакам городового форпоста по 50 рублей в год.

Кроме обязательного отбывания почтовой гоньбы сухим и водным путём казаки обязывались наряжать, когда и кому следует, конвой и иметь разъезды около станиц к отвращению воровских набегов.

Впоследствии на увеличение населения Косикинской и Копановской станиц обязательно высылались все выходившие в отставку казаки полка из числа оставшихся при Казачебугровском поселении, а также и отставные из городских. Те казаки, которые выходили в отставку в станицах, оставались на жительстве в своих местах, если они обзавелись уже турлушными домами, а если ещё жили в землянках и не имели никакой домашней экономии, то переводились в Косикинскую и Копановскую станицы на пополнение убылых мест; при этом губернатор предписывал делать переводы по возможности осторожно, чтобы не доводить людей до раззорения.

турлучный дом — образец
землянка — образец

Неохотно шли отставные казаки на переселение и принимали все меры к тому, чтобы избежать его; бежали и укрывались большею частью на рыболовных ватагах, нанимаясь там в работу. Обстоятельство это заставило Бекетова издать в июле 1767 года распоряжение, чтобы всякого звания люди, у которых в работе окажутся отставные казаки, обязанные жить в Косикинской и Копановской станицах, не укрывали их, а отсылали бы к начальству, под опасением ответственности, как за пристанодержательство беглых людей. Нередко, томимые непосильной работой и трудностью добывать средства к существованию на месте новаго поселения, казаки бежали из станиц.

.

«Отставныя» станицы находились в исключительном ведении чиновника почтоваго ведомства, наблюдавшего за исправным отбыванием казаками почтовой гоньбы. Но, для полнаго обслуживания этой главной обязанности, одних отставных казаков было недостаточно, в силу чего на помощь им приходилось назначать служилых из полка. Так, в июле 1771 г. губернатор на поступившее к нему ходатайство спустить в домы 50 волжских казаков, исполнявших почтовую гоньбу в низовом Волжском плёсе, отозвался что, если Волжских казаков уволить, то на замену их в Астраханском полку людей не достанет за многими раскомандированиями «и за посылкой поддержки в отставныя станицы».

В сентябре месяце 1773 г. чиновник Соколов доносил обер-коменданту Левину, что от губернатора Бекетова получен письменный приказ принять предостороженность от кабардинских владельцев, «но станицы Косикинская и Копановская составлены из престарелых отставных казаков, из коих многие вовсе никакой при станицах от старости и слабаго здоровья службы не несут, то не велено ли будет из служилых пяти казачьих станиц из отставных российских казаков перевесть в те две отставныя станицы, кои ещё горазды в своих силах и могут с прочими нести службу и во время нужное от неприятеля отпор могли бы дать».

.

Левин разрешил перевести на жительство в Косику и Копановку казаков из «служилых» станиц сколько заблагоразсудится, а вместо них употреблять в казачью службу казаков, определённых перед этим из новокрещёных калмык, «по благопристойному разсмотрению Соколова».

калмыки на службе

Так было закончено дело поселения первых семи станиц, начатое при губернаторе Бекетове. Окончательное их укрепление на занятых местах и благоустройство совершилось при преемниках его П.Н. Кречетникове и И.В. Якоби.  

Пётр Никитич Кречетников

В исключительном ведении почтового начальства описываемыя станицы находились до 1777 г. когда, по распоряжению губернатора Якобия, были поручены в ведение командира полка подполковника Персидскаго и с этого времени считаются присоединёнными к Астраханским казакам.

Иван Варфоломеевич Якоби

Расположена на рукаве Волги – речке Енотаевке. С 1881 года, как занимающая центральный пункт среди населения 1-го отдела, избрана постоянным местом учебных сборов для молодых и льготных казаков.

.

С 1881 по 1897 год лагерныя постройки, в виде нескольких тесовых зданий, обслуживающих хозяйственную часть сборов, помещались в займище, на нижнем конце станицы; казаки же размещались по квартирам у обывателей до 1891 года, а с этого времени – в плетнёвых бараках. С 1897 г. Лагерь перенесён на бугор с северной стороны станицы, где войском возведены деревянные бараки со всеми необходимыми службами.

.

Станичный деревянных храм во имя Донской Иконы Божией Матери представляет для всего войска большой исторический интерес, как первая войсковая церковь, построенная на Казачьем бугре в 1757 году и перенесённая оттуда в 1825 г.

В Косикинской станице предположение о постройке церкви возникло в 1814 г. Но сначала было решено ограничиться молитвенным домом пригласить для службы в нём из Енотаевска священника Фёдора Петрова, который служить соглашался с тем, чтобы станица выстроила для него дом и положила жалованье, а через три года обязательно соорудила бы каменную церковь. Все эти предположения были одобрены в апреле 1815 г. епископом Гайием. Но постройка не состоялась по недостатку средств, хотя был подыскан даже и подрядчик, принимавший работу за 4000 руб.

В это время на Казачьем бугре созрела уже мысль о постройке новой каменной церкви. Деревянная была вскоре сломана и косикинцы, чрез своего бывшаго начальника – есаула Б.Л. Свешникова, в августе 1819 г. обратились с просьбой отдать им эту церковь. Войсковое начальство согласилось и дело, через обер-священника военнаго духовенства о. Державина, было направлено на Высочайшее разрешение, которое и воспоследовало 20 августа 1824 г.

В 1825 году церковь была перенесена и поставлена в Косике при материальной поддержке Б.Л. Свешникова. Храм освящён, как и на Казачьем бугре, во имя Донской Божией Матери. 

.

В 1910 г. Жителей насчитывалось мужскаго пола 580, женскаго – 587, всего 1168, дворов 173.

Ещё справочная информация:

Станица Косикинскя – одно из старейших поселений Астраханской области. Ее учредили как казачью подставу в 1766 году на месте Косикинских почты и форпоста, создав таким образом дополнительное звено в цепи казачьих поселений, протянувшееся по правобережью Волги вдоль Московского тракта. Ее расположение по измерениям 1769 года было в 24 верстах и 150 саженях ниже Енотаевской крепости и в 118 верстах выше города Астрахани. Название произошло от слова «косить» (косить траву, врага).

Первоначально подстава комплектовалась отставными казаками с детьми и относилась к почтовому ведомству. В 1777 году, уже как казачья станица, вошла в состав Астраханского казачьего полка. Первые годы существования поселения многие казаки испытывали хозяйственные затруднения. Недовольных своим положением нередко наказывали. Так, в 1767 году проезжающий со своей свитой по этим местам Астраханский Губернатор граф Н.А. Бекетов приказал выпороть 30 ударами плетью нескольких возмущенных казаков. До 1825 года станица не имела своего прихода и казаки были приписаны к церкви во имя апостолов Петра и Павла в Черногряденском поселке, расположенном вблизи станицы Сероглазинская. Своя церковь появилась в поселении в 1825 году. Ее перевезли сюда в разобранном виде из Казачьебугровской станицы и установили, сохранив прежнее название во имя Донской Иконы Божьей Матери.

По описанию 1851 года, храм однопрестольный, деревянный, на каменном фундаменте с такой же колокольней и оградой, холодный. Высота храма с крестом 8 саж. 1 арш. (18,5 м), длина – 9 саж. (19 м), ширина – 3 саж. (7 м). Высота колокольни – 9 саж. 2 арш. (20,5 м). Иконостас в храме был трехъярусный с 24 иконами в нем, с позолоченными Царскими Вратами. Внутри храм был покрашен масляной краской.

В 1890 году наследник престола, Великий князь, Августейший атаман всех казачьих войск и будущий император Николай II, будучи осведомлен об особенной бедности Косикинской церкви и пожертвовал им священнические облачения из бухарской парчи и 150 руб. на нужды Донской церкви. 17 октября 1890 года облачения были торжественно освящены и переданы священнику Косикинской церкви о. Димитрию Тихомирову.

По описанию 1910 года, храм деревянный на кирпичном цоколе, снаружи обшит тесом и покрашен масляной краской. Длина храма с колокольней 11 саж. (23,5 м), наибольшая ширина 3 ½ саж. (7,5 м), высота до верха карниза – 3 саж. (6,5 м). Храм венчала одна главка. В здании храма было 12 больших окон и 6 малых, 4 наружных створчатых не обшитых железом двери и 3 внутренних. Иконостас был длиной 10 арш. (7,1 м), высотой 7 ½ арш. (5,3 м). Храм не отапливался. Высота двухъярусной колокольни до верха карниза составляла 6 саж. (12,8 м). Храм был окружён деревянной оградой на деревянных столбах без основания. В окружности ограда составляла 48 саж. (102,4 м). В 1913 году ограда оценивалась как очень ветхая.

В 1908 году была составлена смета на строительство нового каменного тёплого храма с двумя приделами. 6 июля 1908 года состоялась закладка храма, а 26 июня 1911 года состоялось поднятие крестов. В январе 1912 года были заказаны мастеру Кондакову иконостасы к главному храму и придельным. В июле 1912 года было закончено устройство полов и печей. В этом же году храм был освящён. В 1913 году еще производились работы по украшению храма.

.
.

В 1933 году храм закрыли с целью переоборудования его под народный дом, но средств на это, видимо, не нашлось. До 1941 года храм стоял заброшенный. В июле 1941 года дано разрешение на слом здания и использование его на стройматериалы. Возможно, храм был взорван.

В сентябре 2016 года на месте разрушенного храма, рядом с сохранившимся фрагментом кирпичной кладки, был установлен поклонный крест.

На протяжении всего XIX века косикинские казаки исправно несли воинскую службу на заставах и кордонах, принимали активное участие во всех войнах, которые вела в то время Российская империя. Особо отличились наши земляки в Русско-турецкой войне на Балканах. Все казаки были награждены светло-бронзовыми медалями и специальными знаками на головные уборы «За отличие в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.». Самые выдающиеся стали гордостью Астраханского казачества. Урядник Николай Чертихин и казак Михаил Гладилин были пожалованы Георгиевскими крестами, а казак Николай Шеин за взятие крепости Карс награжден серебряной медалью.

В начале XX века в Косикинской станице было 162 двора, население составляло 1046 душ казачьего сословия, включая шестьдесят крещеных калмыков. Иногородних насчитывалось 150 человек. Имелись казенная винная лавка, общественный запасной хлебный магазин и три ветряные мельницы. С 1839 года было открыто станичное училище. Территориально поселение входило в Енотаевский уезд. Наиболее распространенные фамилии в станице: Поспеевы, Сумьяновы, Старцевы, Тулины, Шеины. После Октябрьской социалистической революции происходили местные территориально-административные изменения. Первоначально была создана самостоятельная Косикинская станичная волость, в состав которой вошел Табун-Арал. В 1921 году волость упразднили, включив ее территорию в состав Владимирской волости. В 1925 году с переходом на районное деление Косика становится селом Енотаевского района. В настоящее время на территории МО «Косикинский сельсовет» проживает 576 человек, число подворий — 156, хозяйств — 207. Муниципальное образование располагает 11088 га сельхозугодий, в том числе пашни — 1581 га, сенокосы — 1475 га, пастбища — 7342 га. Здесь зарегистрировано 9 КФХ и 4 торговые точки. В селе функционируют начальная общеобразовательная школа, ФАП, ветлечебница, работает сельский Дом культуры. В плане возрождения традиций Астраханского казачества в селе Косика зарегистрировано хуторское казачье общество.

PS: Друзья, если у вас есть фото ваших предков-казаков, жителей станицы Косикинской, можете прислать их на адрес pressa.kazarla@gmail.com с пометкой «казаки станицы Косикинской», и я размещу их в данной теме.

Вам может также понравиться...