«Япония. История и культура. От самураев до манги.» Нэнси Сталкер
О чём книга?
Увлекаюсь Японией не на уровне япониста, а на обывательском уровне «Ого! Как интересно!». Япония не может не привлекать, так как это совершенно другой мир.
По описаниям, данная книга претендует на звание учебника, если не для студентов, то для школьников уж точно.
США в книге о японской культуре.
Исторические периоды японской цивилизации описаны поверхностно, но срез достаточно ёмкий для школьного уровня. Интересно описаны причинно-следственные связи итогов Второй Мировой Войны и последующего развития японского общества. Поскольку автор – американка, интересно было познакомиться с американским взглядом на историю побеждённого ими государства, или не побеждённого, а «освобождённого от империалистических притязаний правящей японской верхушки». Интересно было наблюдать, как американцы насильно насаждали демократию, а японцы вынуждены были её принимать. И принимали с радостью. Часто в тексте замечал сравнение поверженной Японии с девушкой, которую «победил» справедливый американский солдат и показал ей все прелести демократического общества, а она, несмышлёная и наивная недостаточно резво их принимала. Невольно мозг подставлял слово «Россия» вместо слова «Япония» и рисовал картину побеждённой России. Если вдруг когда-нибудь такое случится (не приведи Господь!), у нас тут будет то же самое. Наше общество будет развиваться также: активисты будут рады интеграции США во все сферы жизни российского общества, а консервативные настроения будут жестоко подавляться.
Что не понравилось.
Что не понравилось, так это отсылка автора по большей степени не к историческим источникам, а к кинематографу. Книги тоже указаны, но в основном европейских или американских авторов, как дополнительная литература. А аргументация в тексте автора питается кинематографом. Что можно изучить по кинолентам? Какую историю? Автор непрофессионален? Она же профессор Гавайского университета… Она делает выводы об исторических событиях по японским фильмам. Фильмы не могут быть исторически достоверными. Это художественный вымысел, гротеск или вовсе отснятые в угоду правящему режиму картины. По советскому кинематографу нам всё это давно известно. В конце каждой главы автор публикует список фильмов по теме. Уж не знаю, возможно, американскому обществу проще смотреть фильмы, чем читать исторические документы, но вот так… В данном «учебнике» читателю предлагают посмотреть фильмы…
А главное?
Культура описана интересно. Много необычных фактов, проявлений искусства. Но мало затронуты причины возникновения именно этих форм искусства. Почему именно это ценно для японца? Почему японец обращает внимание общества на те или иные процессы?
Всё идёт от восприятия мира и времени. В мире японца даже камни – такие же живые организмы, как и растения. А время не имеет прошлого, настоящего и будущего. Японец живёт в постоянно присутствующем времени, события из прошлого и будущего присутствуют в его жизни сегодня. Поэтому японец легко сообщается со своими предками. Не смотря на то, что они жили когда-то, они присутствуют в его жизни в полной мере и сегодня. А будущие события, в том числе и его собственная смерть – они все видимы сегодня, не смотря на то, что ещё не наступили в реальности. Восприятие мира и времени японца не объяснить в одном абзаце. Даже в книге почти на 600 страниц это не получилось сделать. Возможно, автору не был интересен этот момент. Хотя, я, например, считаю его ключевым.
Вывод.
Читать ли книгу? Да. Данная книга может познакомить читателя с потусторонним миром – Японией. По желанию, можно углубиться и дальше. Для старта книга вполне подходит!
PS: Про мангу информации совсем мало. А ведь манга в Японии является гораздо более популярной и эмоционально окрашенной, чем японский же кинематограф.