Милорад Павич «Внутренняя сторона ветра»
Роман сербского писателя Милорада Павича «Внутренняя сторона ветра» я прочитал по рекомендации. Я начал своё знакомство с Павичем именно с этого произведения и не ошибся! Мне сказали, что другие его книги не менее интересны. И все разные. Каждая обязательно имеет свою особенность.
«Внутренняя сторона ветра» — мистическая закольцованная история о Леандре и Геро, мужчине и женщине, живущих в разных исторических эпохах, возникающих из ниоткуда и уходящих в никуда. Книга состоит из двух частей. Все читают её по-разному. Кто-то начинает с истории о Геро, кто-то с истории о Леандре. Читаем одну историю, переворачиваем книгу и начинаем читать вторую историю с другой стороны книги. Это очень символично. Леандр – мужчина, но живёт чувствами, возвышенными поступками, легендами, образами; Геро – женщина, но повествование о ней более приземлённое и, кажется, материальное. Их любовь вечна и зарождается там, где заканчивается их же собственная история любви. Может ли книга быть похожей на сон? Может, конечно. И роман Павича не исключение. Но удивительно не это, а то, как автор использует уникальные речевые приёмы, которые просто выдёргивают читателя из сонной витиеватости повествования, пинают коленом под дых и отпускают читать дальше. Такие встряски всегда неожиданны, но в то же время очень гармонично связаны с историей.
Лексика автора также необычна. Удивляюсь тому, как переводчики могут переводить Павича без потери замысла произведения! Время, проведённое за чтением данной книги поделено на камни минут и часов, а сон и бокал вина – это раствор, их соединяющий. Павич – строитель своего собственного времени, в которое он нас пускает с условием безапелляционного принятия его художественной выдумки и иного смысла банальных вещей.