Заметки о п.Казачьем

Материал предоставлен Пололиным Александром Васильевичем

aleksandr_pololin@mail.ru

Казачий. Река Болда.
Казачий

Я родился и вырос на Казачьем в 1948 году. Учился в Белой школе (№66), после ее окончания пошел работать на судоверфь им. Кирова. Отец мой начал работать на судоверфи в 1935 году. Как сейчас помню наш Казачий со стадионом (на месте ДК), парком с летним кинотеатром и танцплощадкой, и старым клубом , который находился за больницей и ремесленным училищем №7.

ремесленное училище №7

На Казачьем было две школы Красная (восьмилетка) №19 и Белая №66, с производственным обучением. В 9-10-х классах нас обучали профессиям токаря, слесаря, столяра. Раз в неделю мы работали в цехах судоверфи до обеда, а после обеда нам преподавали теорию. Я проходил практику токаря в цехе №7 (инструментальном). Это сначала был пристрой к цеху №1 механическому, а затем построили новый цех ближе ко 2-й проходной. Теорию мы проходили в красном уголке цеха №6 (цепеметизного).

школа №66
школа №66

Белая школа была построена в 1938 году. Я учился в ней с 1956 года и моя первая учительница была Иванова Александра Николаевна. Здание школы имело два этажа, главный вход был с фасада. Как войдешь в здание, были загорожены раздевалки, а направо за ними был буфет. На первом этаже было расположено всего 5 классных комнат, а справа в торце был расположен спортивный зал. Он размещался в подвале и первом этаже. В него мы спускались по лестнице. Рядом была учительская. Напротив раздевалки в пристройке находилась слесарная мастерская (для уроков труда). Перед зданием были две спортивные площадки, а за зданием школы был сад и виноградник. Каждый класс имел свой участок. Также сзади было небольшое деревянное здание столярных мастерских, где проходили уроки труда.

4 «а» класс, 1960 год. Учительница Иванова Александра Николаевна
8 «а» класс, 1964 год
10 «а» класс, 1966 год

На втором этаже было 7 классных комнат. Над центральным входом был расположен кабинет физики с лабораторией, а также небольшая библиотека и кабинет директора. Занимались мы в две смены. Больше никаких пристроек в те годы еще не было. Первым был сделан второй этаж над слесарной мастерской, где расположилась библиотека, и рядом сделали кабинет домоводства, где девочки учились готовить и шить на швейных машинках. Когда они готовили, то звали нас на обед пробовать. Следующая пристройка была построена в начале 60-х годов со стороны технического училища. Раньше школа граничила со стадионом. На первом этаже пристройки было два кабинета, один из них — химии с лабораторией, а на втором этаже сделали большой спортивно-развлекательный зал со сценой. В старом спортзале подвал засыпали и сделали обычный класс.

учителя, 1980 год
школа №66, кабинет физики, Горшков Георгий Иванович

Второй пристрой, слева от главного входа, сделали позже. Это было двухэтажное здание с подвалом, где располагались раздевалки. И тогда вход в школу стал со двора через подвал. На каждом этаже было по две классных комнаты. Также на первом этаже расположился медпункт, а на втором — новая учительская. В 1961 году во время Карибского кризиса во дворе школы за ночь выкопали и сделали убежище (ПРУ). Затем над ним сделали теплицу. Сад и виноградник вырубили и внутри двора сделали новые спортивные площадки. Позже при пожаре сгорело здание столярных мастерских. Школу я закончил в 1966 году и больше никаких  перестроек в школе я не видел.

школа №66, директор Ревзин Афроим Михайлович
школа №66, директор Ревзин Афроим Михайлович

Поселок Казачий.

Раньше и улицы назывались по другому. Ул.Комарова была ул. Орской , ул. Туапсинская была ул. С.Буденного , ул. 2-я Мелитопольская (где я жил) была ул. Розы Люксембург. Только ул. Красный рыбак так ей и осталась.

дом на ул. Туапсинской
ул Туапсинская
ул Комарова у Белой школы
дом у Белой школы

В 60-е годы рядом со школой начали строить техническое училище. Часть участка взяли от Белой школы, а часть от стадиона. Затем на месте стадиона начали строить Дом культуры судоверфи, а стадион перенесли в конец судоверфи. Но толком его так и не построили, это была просто ровная площадка и затем там построили новую школу №38. Дом культуры строили долго — 13 лет. Сделали фундамент и он долго стоял заброшенный, мы с ребятами всегда бегали играли там в прятки. За стадионом был старый парк, там был летний кинотеатр, танцплощадка . В начале парка находилось здание рабочей столовой с верандой. На входе в парк была большая металлическая арка. В ней размещались кассы. С другой стороны находился книжный магазин, а рядом с танцплощадкой был киоск «Союзпечать». Позже в парке за книжным магазином установили лодки-качели и цепную карусель. Парк продолжался и за аллеей, ведущей к первой проходной судоверфи. В начале аллеи стояла большая мачта для флага Славы. Его поднимали в честь цеха победителя соцсоревнования, а  с обеих сторон аллеи была доска почета. Парк шел дальше до больницы (где сейчас стоит детский сад). В начале была такая же металлическая арка а дальше находился фонтан. Но данный  парк быстро высох из-за того что там выступали грунтовые воды и образовывался солончак (земля покрывалась солью). Памятник работникам судоверфи погибшим в войне был недалеко от остановки трамвая, где последнее время был стенд с надписью «Объединенная судоверфь им. С. М. Кирова» Это была бронзовая плита с фамилиями погибших.  

качели в парке
остатки фонтана
памятник Ленину
парк
старый столб в парке
памятник участникам ВОВ

В те годы жизнь на реках кипела, постоянно  плавали лодки (лодка на Казачьем была практически в каждой семье), сновали катера, на судоверфь приходили для ремонта рыболовные суда. Даже Казачий ерик был проточный и соединялся с р. Прямая Болда. Катера с плашкоутами  (грузовая баржа) с сеном доходили до трамвайного моста. Раньше он был деревянный и выше сегодняшнего. Их было два: один для трамваев, а второй для автомашин, и располагались они у  плодопитомнического совхоза ( сейчас там расположен больничный городок). Здесь выращивали саженцы деревьев, винограда и рассаду овощей. А за ним на ерике располагался детский санаторий им. Семашко. У моего друга был катерок с подвесным мотором, и мы привозили его на ерик и катались на нем по Казачьему ерику до ГРЭС и в другую сторону до с. Три Протоки. Весной в половодье ерик разливался. За ним находились дачи и их загораживали валами. По ночам организовали дежурства, но один раз вал размыло, и часть дач оказались затопленными. На Казачьем была проблема с водой для полива садов и огородов, поэтому на берегу ерика стояло много ветряных насосов для подачи воды во дворы. Мы их называли ветряками. Но позже когда появились излишки электроэнергии, их переделали под электронасосы. Затем Казачий ерик отделили от Болды дамбой и наводнения прекратились. Зимой ерик не замерзал , т.к. в него сбрасовали горячую воду ГРЭС . Одну зиму ее направили в р.Болду и он замерз. Вот тогда всем было раздолье кататься на коньках и санках по идеально гладкому и прозрачному льду. Мы с ребятами на санках катались до его истоков и обратно. В 60-е годы его один раз осушили и пытались почистить от ила земснарядом. Но из этого не получилось ничего. Только в одном месте где-то напротив Белой школы намыли песочек и все ходили туда купаться. Когда его осушили мы его переходили на другую сторону увязая в илу. Камыша на ерике не было, водилась рыба. Я ловил на нем хороших сазанчиков. Здесь я сам научился плавать. А посмотрите во что сейчас превратился Казачий ерик, в заросли камыша и в болото.  

Казачий ерик
на Казачьем ерике
Казачий ерик. Мост
Казачий ерик зимой
пешеходный мост через ерик

В 1953 году на Казачий пошел трамвай новый КТМ-2 по первой в Астрахани широкой колее. По городу еще ходили старые узкоколейные трамваи. На реке Прямая Болда было расположено много предприятий. От автомобильного моста, построенного в 50-х годах первой расположилась ГРЭС, которая работала на угле, и при ветре в сторону поселка зимой весь снег был черный. Поэтому белье приходилось сушить под навесами. Рядом построили мясокомбинат, далее в 60-х годах начали строить мелькомбинат. Затем — домостроительный комбинат. На берегу реки была большая гора песка и мы всегда ходили туда купаться. Это был лучший пляж на Болде. Затем расположился РыболовПотребСоюз, у берега стояло много самоходных барж и плавучих магазинов. Здесь они загружались товарами и развозили их по рекам в каждое село расположенное на больших и малых реках в дельте Волги и по всей Астраханской области. От мясокомбината до судоверфи был проложен железнодорожный путь. Между ул. Славянской и ул. Достоевского за ж.д. дорогой располагался жилой район, который в народе называли Океан. За этим районом у РыболовПотребСоюза находился пустырь , где проводили разделку на металлолом старые списанные суда. Трактором их вытаскивали на берег и вели разборку. На те суда, что еще стояли в воде, мы плавали, забирались на них и играли. Здесь же стояли суда, что пришли на ремонт на судоверфь. Далее располагалось ПМК, а за ним была пристань для катерков типа ПС-100 с тракторными двигателями, которые перевозили людей через Болду в Янго-Аул и район рыбокомбината на ул. Перевозная. Билет стоил 3 копейки. Далее на реке стоял деревянный пожарный заезд для заправки водой пожарных машин. А рядом располагался рыбозавод (слипа судоверфи еще не было) имени Блинова. К его причалу приходили рыбницы с рыбой. Затем ее солили и вялили на солнце. Холодильника на рыбозаводе не было, но в земле был сделан котлован и зимой на Болде пилили большие куски льда и клали его туда на хранение, укрывая его сверху паками сена и соломы. Лед лежал до следующей заготовки. Выгрузив рыбу, в рыбницы грузили лед и они снова шли на взморье за рыбой. Готовую вяленую рыбу упаковывали по 50 килограмм в мешки из чакана. Мы с ребятами всегда ходили помогать рабочим грузить вагоны рыбой. Рабочие возили мешки на тачках, а мы в вагоне ее укладывали. За работу нам бригадир всегда давал мешок рыбы и мы ее делили между собой и несли домой. На Болде  дальше был еще один такой же рыбозавод имени Войкова. Но после рыбы стало меньше, и этот рыбозавод снесли, и на его месте судоверфь начала строить слип для подъема судов. Зимой по льду судоверфь для перехода делала деревянный настил в п. Янго-Аул. , а перед ледоходом его разбирали и затем начинал ходить катерок-паром.

За Красной школой был старый небольшой детский сад. Он выходил на улицу Красный рыбак, где напротив него было большое деревянное здание магазина РайПО. Это здание живое, кажется, и сейчас. Сначала это был продовольственный, а затем посудо-хозяйственный и магазин стройматериалов. Рядом с ним был приемный  пункт вторичного сырья, мы с ребятами всегда собирали и сдавали туда металлолом, макулатуру, тряпье, стекло, кости. Раньше все принимали. Черный металл стоил 1 копейку за килограмм, цветной — 3 копейки. Вот мы и собирали все, чтобы иметь карманные деньги. 1 рубль — это был целый капитал. Дальше за приемным пунктом стоял старый собор. В нем жили люди и это было общежитие. Рядом был деревянный дом, в нем была аптека, а когда построили новый 3-х этажный дом, на первом этаже сделали новую аптеку, промтоварный и продовольственный магазины. В том доме,где была аптека, сделали районную библиотеку. Собор после пожара снесли и в этом районе построили несколько 2-х этажных жилых домов для работников судоверфи. Напротив нового магазина стояло старинное здание с колоннами (оно живо и сейчас, только что-то пристроили). Это был дом казачьего атамана, а затем в нем находилась вечерняя школа №6 рабочей молодежи. Да, вот так мы жили в 50-е годы. Бутылка лимонада стоила 10 копеек, а пустая бутылка стоила 12 копеек.

Насколько я помню, старинное дореволюционное кладбище начиналось от начала старого кладбища на ул.С.Перовской, параллельно ему за трамвайными путями и шло, где сейчас расположены дачи. А другое кладбище было на Казачьем бугре начиная с ул. Латвийской и до трамвайного кольца. Собор стоял где-то почти с его начала. Как я писал раньше, на Казачьем на улицах кое-где лежали гранитные старинные памятники. А когда копали канаву для прокладки водопровода в кольцо, между парком и трамвайными путями, то было видно много остатков могил.

ул. Латвийская

Судоверфь им. С.М. Кирова.

вид на главную аллею судоверфи

Одно из самых больших предприятий Астрахани — судоверфь им. С.М.Кирова была организована из двух предприятий в 30-х годах, одно из них было — мастерские им. Ф.Энгельса, и наш поселок тоже носил это название. Первые суда, которые выпускала судоверфь — были деревянные рыбницы (композитки). Так они назывались потому, что шпангоуты были металлические, а все остальное было из дерева, и на них был установлен двигатель Болиндер. Его на реке было слышно издалека. Затем на предприятии выпускали катера АМБ, а потом начали делать рыболовные сейнера РС-150 и ПТС-150. Был сделан слип от блока судокорпусных цехов №9. Судоверфь занимала большую территорию, на которой располагалось много цехов: рядом с рыбозаводом был небольшой домик — модельное отделение для изготовления форм для литья. Дальше шел большой литейный цех, где отливали все необходимые детали для судостроения и судоремонта. Даже станины для токарных станков станкозаводу отливали здесь. В войну прямо у стены цеха упал наш военный самолет. Летчик до последних минут управлял им, чтобы не попасть на цеха и погиб. У стены цеха ему был установлен памятник с пропеллером от самолета. За литейным цехом расположился 1-й механический цех. В его пристройке находился 7-й инструментальный цех, а позднее к нему еще пристроили участок по ремонту судовых двигателей с испытательным стендом. Данные цеха были предназначены для судоремонта. Рядом с цехом находилась первая проходная. Слева от нее располагались с выходом на улицу швейное ателье, парикмахерская, сапожная мастерская, затем шел мясной магазин, за ним продовольственный №3 , дальше в одноэтажном деревянном здании располагался заводской медпункт, заводской комитет профсоюзов (завком), и за ним — отдел кадров. Дальше была проходная. На ней находился штаб народной дружины и бюро пропусков. За ней были ворота и дальше контора судоверфи. По всей длине на территории завода вдоль реки Болда были причалы для судов. Слипа для подъема судов, пришедших на ремонт, еще не было. Суда приходили с Каспия по Волге в Прямую Болду к судоверфи (когда не было еще автомобильного моста). А затем, когда его построили, суда стали ходить через Кривую Болду. И автомобильный мост через нее сделали разводным для провода судов.

контора судоверфи
старое здание конторы судоверфи

От ворот первой проходной к реке шла аллея. Справа от нее дальше конторы расположился кузнечный цех, а за ним находился электроцех. Рядом с ж.д. тупиком, который шел через всю территорию до блока судо-корпусных цехов №9 находился цех №13 (цех заготовки судовых блоков). Если идти мимо конторы направо по тропинке, то придешь к центральной котельной, а за ней находился ЦИС (центральный инструментальный склад), а далее — цех предприятия ЭРА. С другой стороны ЦИСа находился такелажный участок, где изготовляли для всех судов причальные мягкие канаты и разные троса. А рядом находился молярный цех. Дальше за цехом ЭРА находилось убежище и рядом была большая рабочая столовая. Еще чуть дальше расположился новый цех №7 инструментальный. Напротив ЭРЫ у причала стоял ДОК для подъема судов. Он работал, пока не построили новый слип для подъема судов на месте старого рыбозавода. Суда были большие, и их  доковали частично: то поднимали с кормы, чистили и красили корпус, то с носа. Затем док увеличили по длине, чтобы судно поднимать полностью. После, когда построили слип, данный док передали на Первомайский СРЗ, что находился напротив ГРЭС. Болду при строительстве слипа углубили, работала летом землечерпалка. На ремонт с Каспия приходили суда типа СРТ, ТХС . А затем в 50-е годы стали приходить на ремонт полученные по контрибуции из Германии  РМС типа Дружба. Это были РМС-1501, 1514,1524, Алеут , Герман Титов и другие. Это были дизельэлектроходы. Дизель крутил генератор постоянного тока, а винт вращал большой электродвигатель. В него можно было входить в рост. На ремонт также приходил танкер спиртовоз  Амбуран (был сделан в Румынии). Позже его переделали для перевозки питьевой в порты Баутино, Кара-Багаз-Гол. Позже на ремонт  стали приходить  наши отечественные суда РМС типа Зеленодольск. Они тоже были электроходы только на них были установлены генераторы и эл.двигатели переменного тока.

бывшая столовая и доска почёта
бывший универмаг Кировский

За инструментальным цехом располагался гараж предприятия. Внутризаводской транспорт был без номеров и в 50-е годы это были в основном списанные из армии машины. ГАЗ-А (полуторка), затем на смену им пришли ЗиС-5. А четыре полуторки передали нам в школу №66. Мы с преподавателем труда Геннадием Ивановичем занимались их ремонтом. И из 4-х машин одна или две всегда были на ходу. Затем на смену ЗиС-5 пришли  трехосные ЗиС-151 и ГАЗ-51. Далее за гаражом находилась заводская пожарная часть, где стояла пожарная каланча. Ее только недавно сломали.

пожарная башня

В части было две пожарные машины ЗиС-5 и Газ-51, они выезжали на пожары и в поселок. А далее была вторая проходная, от нее также к реке шла аллея.

район второй проходной судоверфи. Трамвайное кольцо
кафе у второй проходной

За проходной располагался заводской профилакторий, где проходили лечение и отдых рабочие предприятия. Справа от аллеи, если идти к реке располагались цеха: столярный, электродный и кислородная станция. За железнодорожным тупиком находился цех №6 цепеметизный. В нем стояли старые станки, сделанные еще до революции для изготовления цепей для судов. В этом цехе также делали гвозди разных размеров, винты, гайки и шурупы. При цехе было гальваническое отделение, где производили оцинковку крепежа и хромирование деталей отделки судов. Дальше, ближе к реке располагался 2-й механический цех с большим парком токарных, фрезерных и сверлильных станков. Он занимался изготовлением и сборкой механизмов для новых судов. На сегодня это здание еще живое. На берегу у причала находился 10-й  цех (радио цех), который занимался ремонтом радиооборудования судов, а также оснащением новых сейнеров. Напротив данного цеха если идти от реки находился самый большой  цех №9 — блок судо-корпусных цехов. В нем шла сборка всех новых сейнеров и уже готовые они выезжали на тележках через ворота на слип и далее их опускали в реку, ставили к причалу, где проводили достройку и полное оснащение судна. У причала шли швартовые испытания, а затем судно уходило на взморье на ходовые испытания.

                                                 Дом культуры судоверфи.  

Где-то видел просьбу найти фото ДК судоверфи Кирова, но это очень сложно. Я попробую описать здание. Строили его долго — 13 лет. Проект был старый, здание с круглыми колоннами, как у ДК АстраГЭС на ул. Яблочкова и ДК ТРЗ на ул. Боевой.  Но когда его продолжили строить, то проект переделали, сделали более современным. Колонны сделали квадратные, а верхний фасад стал не треугольный, а прямоугольный и на нем закрепили большую эмблему-чеканку из листовой меди. На первом этаже перед входом сделали большой холл, в основном из стекла и с плоской крышей. Как входишь в него, справа располагалась большая раздевалка, а с левой стороны  были кабинеты руководства ДК. Далее через все здание шел широкий коридор, прямо перед входом были двери в большой зрительный зал. Зал имел большую сцену с современным оборудованием. В зале мест на 300 были мягкие красивые кресла, а также на уровне второго этажа располагался балкон. Если по коридору повернуть налево, то с левой стороны  была библиотека судоверфи. А затем на всю ширину ДК расположился зимний садик с фонтаном, а над ним на уровне второго этажа, на балконе был расположен буфет. В саду стояли клетки с птичками, которые голосисто пели, и на скамеечках можно было посидеть.

Зимний садик по высоте был в два этажа, а у буфета и возле зала были балконы. От буфета вниз вели две лестницы. А на другом балконе были двери для входа на балкон зала. Выход из зала был в сторону старого парка и с той стороны были кассы, где продавали билеты в кино и на танцы. На втором этаже перед залом было широкое место, и зимой там была танцевальная площадка, а летом танцы проходили на крыше холла. С правой стороны ДК на первом этаже были входы на сцену, а на втором этаже размещались комнаты для кружков. На третьем этаже находился малый зал, его называли лекционным. С левой стороны были комнаты для кружков, а с правой стороны был музей судоверфи им. С.М.Кирова. Между ДК и техническим училищем был летний кинотеатр, с другой стороны был сделан фонтан. Позже ниже его построили 2-х этажное здание дома быта, где расположилось ателье пошива одежды, сапожная мастерская и ателье по ремонту телевизоров. В лихие 90-е ДК судоверфь забросила, не могла его содержать. Было несколько пожаров, зал сгорел и ДК передали городу. Они его продали филиалу академии, которая его отремонтировала и  там пошла жизнь. Но ВУЗ лишили лицензии и здание вновь оказалось заброшенным. Все внутри просто разворовали. Подробно об этом есть большая статья в газете «Волга».

бывший дом культуры

По традициям второй половины XX века каждое крупное предприятие должно было иметь Дом культуры. Вот и судоверфь имени Кирова в 1970 году возвела рядом с проходной подобный объект. Строили тогда внушительно. Высота, простор, размах. Общая площадь — 6 409 кв.м. Здесь разместились кинотеатр, два спортивных и танцевальные залы, библиотека, многочисленные секции и кружки. Строителям помогали в свободное время и заводчане, и комсомольцы. Для себя же, своих семей, детей.

                          Список улиц поселка им. Ф.Энгельса ( Казачьего).

В списке наверху дата постановления о переименовании улицы, название улицы сейчас (жирным шрифтом) , внизу как раньше называлась и до какого года. Справочник по историческому названию улиц Астрахани. 

1.Постановление мэра г. Астрахани от 06.07.2001 № 1931-м 

Бирюсинская ул. 

Ленинский район, бывший пос. Ф. Энгельса. По названию реки Бирюсы До 1968 г. Некрасова 2-я ул. 

2.   Решение горисполкома от 26 апреля 1961 г. 

Достоевского ул. 

Ленинский район, бывший пос. Ф. Энгельса Имени Достоевского Федора Михайловича. До 1957 г. Шевченко ул.                                                            

3.Постановление мэра г. Астрахани от 20.10.2003 № 2885-м 

Ейская ул. 

Ленинский район, бывший пос. Ф. Энгельса. По названию г.Ейска. До 1957 г. Чапаева ул.    

4.Решение горисполкома от 26 апреля 1961 г. 

Космонавта Комарова ул. 

Ленинский район, бывший пос. Ф. Энгельса. Имени Комарова Владимира Михайловича. До 1938 г. Советская ул. До 1967 г. Орская ул

5.Постановление Президиума горсовета от 21 февраля 1938 г. 

Краснопитерская ул. 

Ленинский район, бывший пос. Ф. Энгельса. До 1938 г. Пролетарская ул.

6.Постановление Президиума горсовета от 21 февраля 1938 г. 

Красный Рыбак ул. 

Ленинский район, бывший пос. Ф. Энгельса. Образована в 1938 г.

7.Постановление Междуведомственной Комиссии от 14 октября 1924 г. 

Кооперативный пер. 

Ленинский район, бывший пос. Ф. Энгельса. Образован в 1937 г.

8.Постановление Президиума горсовета от 21 февраля 1938 г. 

Решение горисполкома от 14 октября 1957 г. 

Книпович ул. 

Ленинский район, бывший пос. Ф. Энгельса. Имени Книпович Лидии Михайловны (1856-1920) профессиональной революционерки, агента газеты «Искра», одного из руководителей Астраханской группы РСДРП. До 1957 г. Ворошилова ул.

 9.Постановление Пленума Астраханского Горсовета от 30 декабря 1920 г. 

Латвийская ул. 

Ленинский район, бывший пос. Ф. Энгельса. По названию Латвийской ССР. До 1957 г.Первомайская ул.     

10.Постановление Президиума горсовета от 10 марта 1938 г. 

Луганская ул. 

Ленинский район, бывший пос. Ф. Энгельса. По названию г.Луганска. Образована в 1938 г.

11.Решение горисполкома от 26 апреля 1961 г. 

Мариупольская ул. 

Ленинский район, бывший пос. Ф. Энгельса. По названию г.Мариуполя Донецкой области. Образована в 1938 г.

12.Постановление Президиума горсовета от 10 марта 1938 г. 

Медиков ул. 

Ленинский район.                           

13. Постановление мэра г. Астрахани от 06.07.2001 № 1931-м 

Мелитопольская ул. 

Ленинский район, бывший пос. Ф. Энгельса. По названию г.Мелитополя. До 1957 г. Красноармейская ул                              

14. Решение горисполкома от 14 октября 1957 г. 

Мелитопольская 2-я ул. 

Ленинский район, бывший пос. Ф. Энгельса. По названию г.Мелитополя. До 1958 г. Розы Люксембург ул.

15. Постановление мэра г. Астрахани от 06.07.2001 № 1931-м 

Набережная Казачьего ерика ул. 

Ленинский район, бывший пос. Ф. Энгельса. До 1957 г. Красная Набережная ул.

16. Постановление Междуведомственной Комиссии от 14 октября 1924 г. 

Решение горисполкома от 14 октября 1957 г. 

Нагорная ул. 

Ленинский район, бывший пос. Ф. Энгельса. До 1968 г. Некрасова 1-я ул.

17.Решение горисполкома от 13 сентября 1968 г. 

Нагорная 1-я ул. 

Ленинский район 

18. Постановление мэра г.Астрахани от 06.07.2001 № 1931-м 

Нагорный пер. 

Ленинский район, бывший пос. Ф. Энгельса. До 1968 г. Некрасова пер.

19. Решение горисполкома от 5 сентября 1975 г. 

Очаковская ул. 

Ленинский район, бывший пос. Ф. Энгельса. По названию г.Очакова. До 1957 г. Степная ул.

20. Постановление Междуведомственной Комиссии от 14 октября 1924 г.

Решение горисполкома от 14 декабря 1959 г. 

Приволжская ул. 

Ленинский район, бывший пос. Ф. Энгельса.  До 1944 г. Калмыцкая ул. 

21. Решение горисполкома от 9 июня 1958 г. 

Славянская ул. 

Ленинский район, бывший пос. Ф. Энгельса. Образована в 1953 г.

 22. Решение горисполкома от 9 июля 1963 г. 

Степана Разина ул. 

Ленинский район, бывший пос. Ф. Энгельса. Имени Разина Степана Тимофеевича. Образована в 1938 г.

23. Постановление Президиума горсовета от 21 февраля 1938 г. 

Туапсинская ул. 

Ленинский район, бывший пос. Ф. Энгельса. По названию г.Туапсе. До 1957 г. Буденного ул.

24. Постановление Президиума горсовета от 21 февраля 1938 г.

Украинская ул

Ленинский район, бывший пос. Ф. Энгельса. По названию Украинской ССР. До 1938 г. Чувашская ул., Башкирская ул.

25.  Постановление администрации м.о. «Город Астрахань» от 9 августа 2016 года № 5250 

Фабричная ул.  

Ленинский район, бывший пос. Ф. Энгельса. До 1957 г. Заводская ул.

26. Решение горисполкома от 23 августа 1968 г. 

Эльбрусская ул

Ленинский район, бывший пос. Ф. Энгельса. По названию горы Эльбрус. Образована в 1938 г.

27. Постановление Президиума горсовета от 21 февраля 1938 г.

Аджарская ул. 

Ленинский район 

По названию Аджарской АССР 

28. Постановление мэра г.Астрахани от 06.07.2001 № 1931-м

Аджарский пер. 

Ленинский район, бывший пос. Ф. Энгельса. По названию Аджарской АССР. Образован в 1949 г.

29. Постановление мэра г. Астрахани от 06.07.2001 № 1931-м

Азербайджанская ул. 

Ленинский район, бывший пос. Ф. Энгельса. По названию Азербайджанской ССР. До 1957 г. Стаханова ул.

30. Постановление администрации м.о. «Город Астрахань» от 9 августа 2016 года № 5250

Алуштинский пер. 

Ленинский район, бывший пос. Ф. Энгельса. По названию г.Алушты. До 1957 г. Садовый пер.

31. Постановление Междуведомственной Комиссии от 14 октября 1924 г.

Балхашская ул. 

Ленинский район, бывший пос. Ф. Энгельса. По названию озера Балхаш. До 1957 г. Байкальская ул.

32. Постановление Президиума горсовета от 23 июня 1938 г

ул.Запорожская                                               

Ленинский район, бывший пос. Ф. Энгельса. По названию г. Запорожья. До 1938 г. улица не имела названия

 33. Постановление Президиума горсовета от 23 июня 1938 г. 

Запорожская 1-я ул. 

Ленинский район. По названию г. Запорожья

34. Постановление Междуведомственной Комиссии от 14 октября 1924 г.

Кооперативный пер.

Ленинский район, бывший пос. Ф. Энгельса. Образован в 1937 г.

35. Постановление Президиума горсовета от 21 февраля 1938 г.

Набережная реки Прямая Болда ул. 

Ленинский район, бывший пос. Ф. Энгельса. Образована в 1938 г.

                               Где эта улица , где этот дом.

С 1953 года мы жили  в частном доме на ул. Розы Люксембург ( с 1958 года стала называться ул. 2-я Мелитопольская ) . Улица начиналась от Казачьего ерика и шла до  реки Прямая Болда.

Первую улицу которую она пересекала, была улица Красная Набережная (ныне ул. Набережная Казачьего ерика), на данной улице дома были только с одной стороны , а с другой был насыпан вал, так как Казачий ерик был проточный и весной разливался . Иногда при сильном наводнении вода доходила до автомобильной дороги.

дома на Набережной Казачьего Ерика

Второй улицей, которую пересекала наша улица была Краснопитерская. На углу с нашей улицей с левой стороны, если идти вверх на бугор, был небольшой  рынок, где местные жители торговали своими овощами и фруктами. Но там всегда было очень мало народа, так как основной рынок на Казачьем находился в трамвайном кольце между домами (напротив места где рынок находится сейчас).  Затем вместо данного рынка сделали магазин стройматериалов, который работал до последнего, пока его не выкупили и построили собор.

Следующая улица на пересечении  с нашей была Орская (с 1967 года стала ул.Космонавта Комарова). Это была одна из центральных улиц нашего поселка и по ней с 1953 года пошел трамвай №3 . Это был первый в Астрахани широкий трамвайный путь. И пошли по нему новые трамваи КТМ-2. На этой улице находились три школы : №19 (Красная), №6 (вечерняя школа рабочей молодежи) и №66 (Белая), а  дальше, если идти в трамвайное кольцо, находился стадион судоверфи, а за ним после аллеи трудовой славы стоял памятник Сталину, который после его смерти за одну ночь заменили на памятник Ленину.

трамвайная остановка «Красная школа». Сейчас на этом месте дорога. Рельсы убрали.
Астрахань. 1959 год
у остановки «Красная школа»
ул. Космонавта Комарова — ул. Латвийская
ЗАКАЗНОЙ!
дорога на ул. Комарова, где когда-то ходил трамвай

Следующая улица на пересечении с нашей — это была ул. Красный Рыбак. Она шла по самой вершине Казачьего бугра и по ней мы бегали в Белую школу. С правой стороны на углу с нашей улицей у финского дома под землей был расположен большой закрытый бассейн для заправки пожарных машин и чтобы туда никто не попал, колонка была заварена решеткой. А с левой стороны у дома Болозиных  был такой-же бетонный бассейн, как и на ул. Буденного. В 60-е годы, когда снабжение поселка водой нормализовалось, их просто сломали.

Следующая улица на пересечении с нашей была ул. Буденного ( с 1957 года ул. Туапсинская). Эта улица шла до судоверфи им.Кирова и переходила в улицу Украинскую.

на ул. Украинской

Посреди улицы  был сделан бетонный пожарный бассейн размером приблизительно 3х3 метра и глубиной 1 метр. При моей памяти я их не видел заполненными водой. Мы с ребятами забирались в них и играли. На пересечении ул. Буденного и Приволжской находился небольшой домик-колонка, куда мы все ходили и набирали питьевую воду. Одно ведро воды стоило 1 копейку. По утрам родители и мы ходили туда за водой и на день приносили шесть ведер, чтобы налить в умывальник , бак и оставляли в ведрах для приготовления еды. 

Следующая улица на пересечении с нашей была улица Чапаева (в настоящее время ул. Ейская). Ниже этой улицы во дворах не росло уже ничего, т.к. там начинались солончаки и болото. Весной, когда Болда разливалась, там появлялось много воды и на прямую пройти было просто не возможно. Мы ходили на Болду по левой стороне нашей улицы, где у домов была сделана насыпь и по ней шла тропинка. Но иногда и здесь невозможно было ходить и чтобы пройти на Болду, приходилось идти по следующей улице Достоевского.

Следующая улица на пересечении с нашей была ул. Очаковская. На ней дома были с одной стороны, а дальше до самой железнодорожной насыпи и до забора судоверфи было болото. Весной и летом на нем росли камыши, а зимой оно замерзало и мы ходили на него кататься на коньках, играть консервной банкой в хоккей. На нем зимой собиралось много ребят и играли улица на улицу. Летом болото подсыхало и перейти его можно было по правой стороне нашей улицы по узкой тропинке. С левой стороны нашей улицы и ул.Очаковской стояло несколько финских домов на две семьи каждый, где жили работники судоверфи.

           Последняя улица на пересечении с нашей была улица Фабричная. По ней шла железная дорога на судоверфь Кирова. На этой улице находилось ПМК, в  старом деревянном доме находился продовольственный магазин и от него шла дорожка к реке Прямая Болда. Если идти к реке, то справа располагался  рыбозавод им. Блинова, который занимался вялкой рыбы. Рядом с причалом рыбозавода на реке был сделан деревянный пожарный заезд. С водой на поселке была напряженка, и в случае пожара здесь могли заливать воду пожарные машины. А мы с ребятами купались и прыгали с него в речку. Рядом находилась пристань для небольших катерков парома , который перевозил людей через Болду в Янго-Аул . Вот такой была наша улица в 50-60 годы.

А теперь я коротко расскажу про наш дом. Дом располагался в квартале между улицами Красный Рыбак  и Буденного по нечетной стороне нумерации домов. Когда его купили мои родители, он состоял из 2-х комнат и кухни. Стены дома были сделаны из самана толщиной больше 50 сантиметров и стояли без фундамента прямо на ровной земляной площадке. Спереди дома было три окна , два окна были с одной стороны и одно окно выходило из кухни во двор. В середине дома между комнатами была сделана большая печка. С утра ее топили, когда начинали готовить еду, а вечером перед сном опилками топили галанку, чтобы ночью было тепло. Дом очень хорошо держал тепло. В большой комнате-зале стояла кровать родителей, у печки моя кроватка, посреди комнаты стоял круглый стол и у него два стула, у стены между окнами стояли самодельные тумбочки, на которых стояли вазочки, и книжная тумбочка. В углу комнаты стояло трюмо, а у переборки стоял диван. В 1956 году у нас появился ламповый радиоприемник, а годом позже сестра папы подарила нам проигрыватель с пластинками. Как сейчас помню, он играет песню в исполнении Лидии Руслановой “Валенки”. А с 1958 года в углу за моей кроватью стоял на высокой самодельной тумбочке телевизор “Рекорд”, который родители привезли из г.Баку. Вечерами к нам собирались все соседи, чтобы смотреть передачи и сидели до окончания работы телецентра. В другой комнате стояла кровать, шкаф для одежды, а под окном стоял стол, на котором мы делали уроки. В кухне под окном стоял кухонный стол, в углу за печкой стоял самодельный умывальник тумбочка (внутри был бачок с водой) с раковиной, а вода сливалась в ведро стоящее внизу в ней. Выше умывальника на стене висело радио-тарелка. У стены стояла кровать, на которой спала бабушка, на переборке висела самодельная полка для наших учебников и тетрадей, а в углу на стене висели бабушкины иконы. На дверях между комнатами, на окнах висели занавески и шторы, которые делала и вышивала мама. Она очень хорошо вышивала нитками “мулине” гладью, так что одинаковый рисунок получался с двух сторон. На стулья она сшила чехлы, а на всех полках и тумбочках были салфетки вышитые ей. У меня такие салфетки сохранились до сегодня. Дальше дверь выходила в холодный коридор, где была отгорожена кладовка, где хранились продукты, а под полом был сделан погреб. В нем стояли две дубовые бочки, в одной на зиму мы солили капусту, а в другой — огурцы и помидоры. Также был сделан  большой отсек для хранения картофеля, который закупали несколько мешков на зиму. Холодильника у нас в то время еще не было. В кладовке  у нас была оборудована фотолаборатория, где мы проявляли пленки и печатали фотографии на самодельном увеличителе. Фотоаппарат у нас был “Любитель”. В холодном коридоре стояла под окном мамина швейная ножная машинка “Зингер”, Она все шила сама (машинка живая и рабочая по сей день). У стены стоял большой  бабушкин дубовый сундук, в нем лежали бабушкины и деда тулупы, а также морская форма папы. Он прослужил на флоте 10 лет включая войну.

           Затем у двери выхода во двор папа сделал небольшую открытую веранду. Крыша дома была крыта тесом. Но со временем доски лопнули от перепада температур и в сильный дождь вода попадала в комнаты. Шифер тогда был в дефиците и в начале 60-х годов папе из Вольска племянница, которая работала на цементном заводе, купила и переслала контейнером 120 листов шифера. Вот тогда мы с папой и братом перекрыли всю крышу.

      Двор у нас был небольшой. За домом во дворе стояла летняя кухня. Это была старая казачья землянка, построенная из самана с земляной крышей и полом.              

       В 60-е годы мы сделали новую крышу коньком и покрыли ее рубероидом. Дальше за кухней вдоль двора был деревянный сарай с металлической крышей. Ближе к кухне в нем был отгорожен курятник, а дальше было два отделения. В одном зимой лежали дрова для топки печки, а в другом хранились опилки для топки галанки. В дальнем углу двора находился туалет. Во дворе росло несколько деревьев: две яблони сорта “Яндык”, одна ранняя вишня, а у дома  рос абрикос (который живой и сейчас).  У веранды рос куст белого винограда. Рядом с водопроводной колонкой мама сделала цветочную клумбу. У забора росло два куста сирени. Перед домом был палисадник, и в нем росли четыре дерева: вишня, яблоня “Китайка” и две яблони с поздними осенними яблоками.

      Позже между домом и кухней мы сделали из тарной дощечки навес, где летом стояла кровать, на которой я в этот период спал. Чтобы ночью не кусали комары, над ней был полог из марли. К кровати я подвел провода от антенны и земли, и у меня работал детекторный приемник с наушниками. А позже за сараем мы сделали баню. На ее крыше стояла большая емкость, в которой летом на солнце нагревалась вода для душа. Затем, когда выше нас во дворах стали массово выращивать помидоры,  и часто их поливать, наша саманная землянка стала разваливаться и мы ее сломали оставив на стойках только крышу, а под ней оборудовали навес для сушки белья.   

      Рядом с нашим домом напротив стояла еще одна старая казачья землянка с  крышей из глины, в которой жила семья Силантьевых. После смерти тети Поли в ней никто не жил, и она просто развалилась. Сейчас на этом месте пустырь. Такая же землянка была на улице Красный Рыбак между двумя финскими домами, в которой жила семья Воробьевых. После им дали квартиру и сейчас на ее месте стоит небольшой домик.

Вот так мы жили на Казачем в 50-60-е годы. Можно еще многое вспомнить и рассказать о своем детстве и юности…       

наша семья. 1956 год

        ======================================================            

Фотографии из личного архива Пололина А.В, Хидирова Никиты и из интернета.

Отдельным постом позже будут выложены фотографии судоверфи.

Также о Казачьем Бугре можно почитать в предыдущих моих темах:

«Станица Казачебугровская»

«Проклятие Казачебугровской станицы»

Вам может также понравиться...